НЕЛЕГКИЙ ПУТЬ ИСАЙИ БЕРЛИНА - ВЗГЛЯД НА ТРАГЕДИЮ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА - ВВЕРХ ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ ЛЕСТНИЦЕ

 Ирина ЛЮБАВИНА
 24 июля 2007
 4747
Обзор книжных новинок за октябрь 2003-го года
Нелегкий путь Исайи Берлина М. Игнатьев. И. Берлин. Мюнхен: Бертельсман, 1999 Михаэль Игнатьев затратил много времени, чтобы изучить и на 450 страницах изложить жизнь, деятельность и метаморфозы во взглядах всемирно известного еврейского ученого Исайи Берлина. Исайя Берлин родился в 1909 году в Риге в обеспеченной семье еврейского предпринимателя. В 1915 году семья переехала в Петербург, но в 1920 году при разгуле террора большевиков уехала в Англию. В конце 20-х годов Исайя поступает в Оксфордский университет, который тогда шутливо называли «замком из слоновой кости». Его либеральные взгляды перемежаются с пессимизмом. Первой его работой стала подробная биография Карла Маркса. Он порывает с русской культурой, но когда в годы Второй мировой войны от друзей из сионистских кругов узнает о Холокосте, в нем пробуждается еврейское национальное чувство. В это же время он оказывается под антисионистским взглядом английского правительства. После нескольких посещений Москвы, познав режим Сталина, Исайя Берлин становится ярым противником тоталитаризма. Известный еврейский ученый сэр Исайя Берлин умер в Англии в 1997 году. Взгляд на трагедию европейского еврейства И. Бауэр. Темные страницы истории. Франкфурт-на-Майне: Еврейское издательство, 2001 Книга многолетнего директора Научного института и Мемориала Холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме Иегуды Бауэра отличается не только глубоким историческим анализом, но и оригинальным подходом к трагедии европейского еврейства. Автор ставит вопрос, почему немцы, цивилизованная и исторически сентиментальная нация в центре христианской Европы, сделались бандой убийц или стали ее соучастниками? Какими мотивами руководствовались нацисты, стремясь уничтожить на всем земном шаре каждую еврейскую душу? И. Бауэр выдвигает свою теорию: «В истории человечества национал-социализм является радикальной революцией, и этот радикализм — беспрецедентным преступлением. Эта революция была направлена против всего, что до этого было у людей: против гуманизма, либерализма, демократии, социализма и консерватизма, иначе говоря, против собственной западной цивилизации. Эта цивилизация исторически держалась на наследии Афин и Рима и наследии Иерусалима. Греки и римляне давно освободились от своего прошлого. Они говорят ныне на других языках, у них другие боги, совсем другие традиции. А вот еврейский народ сохранил все былое, и западная цивилизация захотела эту сохранность разрушить, потому постоянно нападала на этот народ». Но почему именно немцы пришли к уничтожению еврейства? Бауэр пишет: «Была группа из менее 100 человек псевдоинтеллектуалов во главе с Гитлером, видевшая в антисемитизме свое спасение. Когда эта группа пришла к власти, на ее сторону перешла элита армейских офицеров и гуманитариев, в том числе врачи, адвокаты, профессора университетов и большинство церковных служителей. С образовавшимся этим консенсусом и привлечением рядовой общественности появилась программа уничтожения еврейского народа». Вверх по общественной лестнице Пауль Шпигель. Снова дома? Берлин: Ульштайн, 2003 Глава Центрального совета еврейских общин Германии Пауль Шпигель подробно излагает свою биографию. Он родился в еврейской семье в Германии, но мальчишкой вместе с родителями был вынужден бежать из Германии в соседнюю Бельгию. Там семье удалось спастись. Шпигель со смешанным чувством вернулся на родину — в ФРГ. Он пишет о том, как был избран главой еврейских общин Севера Германии, как постоянно приходилось бороться с проявлениями антисемитизма и помогать в обустройстве возвращавшимся из немецких концлагерей евреям. Как после смерти главы Центрального совета еврейских общин Германии Игнаца Бубиса он был избран на эту ответственную и нелегкую должность и стал главой ЦС еврейских общин Германии, который объединяет 83 еврейские общины со 100 тысячами членов. Пауль Шпигель категорически выступает против каких-либо ограничений в приеме евреев из СНГ или даже попыток прекращения этой иммиграции. Его печалят не только постоянные осквернения старинных еврейских кладбищ неонацистами, но и нынешнее положение в стране, когда из-за возможных терактов со стороны исламистов все синагоги и здания еврейских общин, еврейских школ и детских садов должны круглосуточно охраняться полицией.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции