«Осенний марафон» с Михаилом Фридманом
– Для большого количества людей еврейский образ жизни и традиции не являются чем-то органично вписывающимся в общество, — начал свое выступление Михаил Фридман. — Иудаизм, в общем, присутствовал везде. И сейчас все евреи — и в России, и в мире — сталкиваются с тем, что уровень дискриминации в целом уменьшается, хотя и не в каждой отдельно взятой стране. Уровень терпимости определенно повышается. Однако статистика достаточно неутешительная. Например, в Америке 80% евреев считают себя в первую очередь американцами, ассимилируются и не идентифицируют себя с еврейским сообществом. Но они в то же время являются элитой науки и культуры. Многие становятся лауреатами Нобелевской премии, успешны в шоу-бизнесе и искусстве.
Российское еврейство — отрешенное от культуры еврейства в мире. Практически никто из евреев за пределами территории Израиля не говорит на иврите. Русскоязычные евреи отдаляются от общины, особенно показательна в этом плане Германия, куда они приезжают на постоянное место жительства. Таким образом, мы фокусируемся на исследовании национальной идентичности именно российского еврейства. К каким же выводам мы пришли?
Необходимо сохранить еврейский фактор, обеспечить наличие синагог, сохранить разнообразие еврейских общин. Но только за счет приобщения к таким формальным объединениям сохранить еврейство не удастся. Огромную роль играют современные способы приобщения — soft power, поведенческие, ментальные традиции. Это хорошая учеба, семейственность, возвращение культурно-бытовых норм, а не жесткие религиозные ритуалы. Один из примеров — воскресные школы, где преобладает не религиозный, а познавательный характер образования. Мы организуем летние лагеря, откуда дети возвращаются вдохновленные и начинают с энтузиазмом изучать еврейство, у них возникает желание поехать в Израиль, стать более активными членами сообщества.
Один из актуальных вопросов — возможность прозелитизма. Перейти в иудаизм достаточно сложно. Любые программы привлечения в иудаизм вызывают много нареканий и споров. Так как толерантность и терпимость становятся частью нашей реальности, нужно дать определенный сигнал, что если они захотят стать евреями, наше сообщество даст возможность это сделать. Но сейчас эту возможность никто не приветствует.
Я уверен, что философия еврейства — это философия людей, которые не хотят растворяться в обществе. Евреи — люди «с другого берега реки». И это ощущение характерно не только для евреев, но и для многих других. Поэтому сейчас ассимиляция будет происходить более активно, и к этому нужно быть готовыми. Нужно дать надежду другим людям и в то же время приложить усилия к сохранению еврейского коммьюнити, — уверен Михаил Фридман.
***
Перед этим с лекцией «при выключенных диктофонах» выступил Зеэв Элькин — заместитель министра иностранных дел Израиля, председатель комиссии кнесета по иностранным делам и обороне, один из ближайших соратников Биньямина Нетаниягу. Он рассказал об израильской политической кухне, о том, как функционировала политическая система Израиля во время последней войны, кто проявил себя по-новому и кто разочаровал. В Израиле Элькина считают политическим метеором и одним из перспективнейших русскоязычных политиков Израиля.
Выступления статусных лекторов должны были напомнить гостям, что в круг попечителей и друзей конгресса входят эксперты самого высокого уровня. Их слушателями стали крупные бизнесмены, лидеры региональных еврейских общин, известные общественные деятели и представители творческой элиты России. Лекции были частью программы трехдневного «Осеннего марафона» РЕК, который включал важнейшие события еврейской жизни.
Материалы подготовил Михаил САВИН
Пресс-служба РЕК, Россия, www.rjc.ru
Фото: Илья Долгопольский
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!