Код Замира

 Лев Авенайс, Израиль
 24 июля 2007
 5311
Это кнесет Соломона Кляра
«Дамы, не сморкайтесь в занавеску, это же не скатерть, вам говорят. Это неприлично, негигиенично, и несимпатично, вам говорят!» Эту популярную некогда песню можно считать неким вариантом музыкального изложения этического кода школы бальных танцев господина Соломона Кляра. Выпускники школы, усвоив несложные правила, могли сойти за вполне интеллигентных и воспитанных людей в том городе, где учились искусству вальса и фокстрота. К сожалению, никакой такой песенки для депутатов кнесета не написали, поэтому ведут они себя и неприлично, и негигиенично и, что уж совершенно точно, несимпатично. «Там, где галстук, там перед» — этим признаком уж точно воспользоваться нельзя по причине отсутствия галстука (но присутствия «переда»). Впрочем, все это мелочи. Однако, судя по всему, «отсутствие присутствия» этического кода для депутатов кнесета стало в последнее время беспокоить израильских законодателей. А то приходят они на заседание (или не приходят) — и понятия не имеют, как себя вести. Ну вот, например, зарисовка из жизни уже нынешнего кнесета, воссозданная одним из депутатов, в достоверности ее не может быть сомнений. На трибуне кнесета — депутат от коалиции. В зале оппозиция, естественно, с мест активно комментирует его выступление. Один из русскоязычных депутатов (прямо скажем, «не Цицерон на иврите») демонстрирует все-таки познания в государственном языке: «Шакран!», «Хуцпан!». И снова — «хуцпан!», «шакран!» (что в переводе означает — «нахал!», «лгун!»). Наконец, оратор заканчивает свое программное выступление, сходит с трибуны. И пока он идет к своему месту, тот «товарищ кнесета» (хавер ха-кнессет), который обличал его с места, на весь зал рекомендует ему на родном русском языке, понятном им обоим, «засунуть текст своей речи себе в …». И точно указывает то место, куда надо речь засунуть. Председатель кнесета, трепетная женщина Далия Ицик, со своего председательского места стучит молотком и говорит: «Депутат …! Я не понимаю русского языка, но, судя по интонации, вы сказали что-то нехорошее». К чему я это рассказал? Ведь будь у наших депутатов «этический код», депутат от коалиции, может быть, узнал бы, что так говорить вообще «несимпатично», а в кнесете — в особенности. Нет, конечно, в кнесете существует так называемая комиссия по этике, время от времени обсуждающая, этично ли одному депутату обзывать другого «фашистом», «нацистом», «антисемитом», «идиотом» и тому подобными титулами. Недавно газета «Маарив» провела исследование протоколов кнесета за последние 20 лет и опубликовала алфавитный словарь наиболее сочных выражений депутатов. Бабелевский герой, который слыл самым отчаянным матерщинником в Одессе, может завидовать белой завистью. Но принципиальная комиссия по этике время от времени затевает борьбу за смягчение депутатских нравов. После особо бурной дискуссии она выносит жесткий вердикт: «дисквалифицировать» депутата-ругателя на два заседания, и наказанный с большим кайфом выполняет. Но теперь, с принятием нового этического кода (если он, конечно, будет принят) парламентская культура начнет соответствовать самому термину «культура». Три года назад (еще раз медленно, чтобы все поняли, повторяю: три года назад!) была создана специальная комиссия во главе с отставным судьей Высшего суда справедливости Ицхаком Замиром. Перед ней поставлена трудная, почти неразрешимая, задача — разработать этический код для депутатов кнесета. Это вам не какой-то там код какого-то да Винчи! Задача, можно сказать, эпическая. Это вам не «дамы, не сморкайтесь в занавеску!» Три года работала высокая комиссия… На ее работу (поскольку работа всех членов комиссии, естественно, оплачивалась, причем по высшему разряду) было потрачено 660.000 шекелей (или, для ясности, почти 150.000 долларов). Как скромно отметил сам председатель комиссий, «оно того стоило». Какие же ключевые пункты этого «кода Замира» удалось извлечь из интервью с самим г-ном отставным судьей? Итак, неприлично слишком много прогуливать, т.е. без уважительной причины депутат теперь может отсутствовать в кнесете не более одного сессионного месяца. Учитывая, что год службы депутатов кнесета (за вычетом каникул, праздников и отдыха от трудов праведных) — самый короткий в мире (чуть ли не меньше полугода), то этика у них какая-то странная… Прогуляй я без уважительной причины хотя бы неделю, посмотрел бы я на этику моих начальников! Но на самом деле три года напряженного труда не прошли даром — раньше можно было сачковать два месяца, а не один. Так что депутаты теперь станут этичнее ровно в два раза. Но это, не включая министров, конечно, на которых и эта «этика» не распространяется — они в кнесет являются только на голосования по судьбоносным законам вроде вотума недоверия. Итак, по новому коду можно прогулять только шестую часть пленарных заседаний, а не треть, как прежде. Более того, новый код распространяется и на работу в комиссиях, куда депутаты вообще, как правило, не являлись. Теперь говорят, что не являться на заседание комиссии, в которую ты избран, неэтично. Ну, надо же! А они-то об этом не догадывались! И самое главное: теперь неэтичных депутатов будут наказывать рублем… (то бишь полновесным шекелем). Теперь комиссия по этике (не путать с комиссией Замира по разработке этического кода) сможет налагать на неэтичных депутатов штраф до 30.000 шекелей. Сможет-то она сможет. Вопрос: захочет ли? Хотя Новый завет и не в чести у нас, но депутаты хорошо помнят заповедь: «Не судите, да не судимы будете». Кто у нас в комиссии по депутатской этике? «А судьи кто?» Кто-кто, конь в пальто! Знамо дело, сами депутаты! Честно говоря, не знаю, входит ли в комиссию по этике тот депутат, который дал коллеге дружеский совет засунуть речь себе кое-куда. Но очень может быть, что таки да — входит, и депутаты будут штрафовать друг друга. Странно, никто не додумался, чтобы футболисты сами судили матчи. Комиссия Замира было предложила назначить независимую комиссию по этике, но на это депутаты, естественно, пойти не могли. Потому что в таком случае рисковали бы вообще остаться без зарплаты — вся на штрафы ушла бы. Поэтому комиссия по этике будет создана из самих депутатов. Я все думаю — чем комиссия Замира занималась три года? По-моему, любой здравомыслящий человек может написать такой этический код за неделю. Разве этический код депутата чем-то радикально отличается от аналогичного кода любого гражданина еврейского государства? Но в любом случае, это радует… У меня большая просьба — нельзя ли опубликовать весь этот этический код полностью где-нибудь в приложении к «Едиот ахронот»? Чтобы мы, наблюдая баталии в кнесете по парламентскому телевизионному каналу, могли сами оценить депутатов на соответствие «коду Замира». И еще меня интересует, насколько он велик — этот самый код? Поместится ли он туда, куда горячий депутат рекомендовал своему парламентскому оппоненту засунуть свою речь?


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции