Музыка сближает народы

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 7098
К 15-летию восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем в Рахманиновском зале Московской консерватории прошел концерт современной израильской музыки, организованный израильским посольством, Центром еврейской и израильской музыки при Еврейском агентстве в России, Центром современной музыки в Москве и Московской консерваторией.
К 15-летию восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем в Рахманиновском зале Московской консерватории прошел концерт современной израильской музыки, организованный израильским посольством, Центром еврейской и израильской музыки при Еврейском агентстве в России, Центром современной музыки в Москве и Московской консерваторией. Впервые на концертной эстраде Москвы прозвучала израильская музыка, и этот факт трудно переоценить. На пресс-конференции выступил один из ведущих композиторов Израиля Дани Юхас, поведавший о возникновении музыкальной культуры и композиторской школы Израиля. По существу, это была лекция, сопровождавшаяся демонстрацией записей сочинений почти всех основателей и корифеев музыки в Израиле. История израильской музыки не очень долгая, но по-своему уникальна. В середине XIX в. светской музыки в Палестине не было, существовала только сефардская религиозная музыка, начало музыкального развития в Палестине (и в Израиле) связывают с музыкантами из России и Германии. ХХ век ознаменовал первую волну эмиграции из России: приезжали высокообразованные музыканты, а 1930-ые — вторую волну, в основном из Германии и Восточной Европы — композиторы, профессора и педагоги. Основателем музыкальной культуры и композиторской школы в Израиле стал П. Бен-Хаим (1897‑1984), выходец из Германии, в своем творчестве соединивший классическую европейскую музыку, сефардскую и восточную (арабскую) музыку. Другие корифеи израильской музыки: Абель Эрниш (1920‑2004), выходец из Германии, Эден Партиш (1907‑1977), приехавший в 30-е годы из Венгрии, альтист по образованию, ученик Золтана Кодаи и Лео Вайнера, впоследствии возглавил Тель-авивскую академию музыки; Иосиф Таль (1910 г.р.) — авангардист, основавший в Израиле первую студию электронной музыки и, наконец, Мордехай Сеттер (1916‑2001), выходец из России, учился в Париже у Н.Буланже, П.Дюка и И.Стравинского. Все эти израильские композиторы были авангардистами, но они пытались соединить традиционные сефардские и ашкеназские религиозные мелодии с новейшими западноевропейскими течениями. Это старшее поколение композиторов и было основателем музыкальной культуры Израиля. Следующее поколение композиторов (к ним принадлежит и Дани Юхас) уже не так стремится к ассимиляции модерна с фольклорными мотивами. Они просто пишут музыку, хотя влияние еврейской мелодики и арабских мотивов чувствуется вполне отчетливо. В настоящее время в Израиле работает около 30 композиторов, представляющих различные музыкальные направления. Необходимо отметить, что большая роль в развитии музыкальной культуры Израиля принадлежит Израильскому филармоническому оркестру, который отметил свое семидесятилетие. Созданный выдающимся еврейским скрипачом, выходцем из Польши Б. Губерманом, первый свой концерт оркестр дал 26 декабря 1936 г. под управлением А. Тосканини. Этот оркестр сыграл большую роль в пропаганде сочинений израильских композиторов. На концерте в Москве музыку израильских композиторов исполняли участники «Студии новой музыки», руководимой энтузиастом современной музыки Владимиром Григорьевичем Тарнопольским, дирижер студии — Игорь Дронов. Вначале исполняли «Colored Lines» Дани Юхоса (1947), обучавшегося композиции в Академии им. Рубина в Тель-Авиве, а затем в Лондоне и Париже. Его сочинения исполняются Израильским филармоническим оркестром, струнным квартетом и камерным оркестром Израиля. Д. Юхас — лауреат различных премий Израиля, в том числе премии премьер-министра Израиля, учрежденной для композиторов (1988). Он основал и возглавляет ансамбль «Israel Contemporary Players». Исполненное в Москве сочинение — интересная работа Юхаса (2002), в меру модернистская, с мелодиями в стиле ретро-авангарда. Выходец из Уругвая, Рувен Саруси (1959) изучал там теорию музыки и искусство игры на гитаре. Приехал в Израиль в 1974 г. и учился в Академии им. Рубина у Леона Шидловского, затем у М.Сеттера. Он не только композитор, но и концертирующий гитарист. Его сочинения обрели европейскую и американскую известность. Он преподает в школе Бухмана — Меты и в Тель-авивском Университете. На концерте исполнялось его сочинение «Resonance» — также в авангардном стиле — для 13-ти инструментов (2001), полное философских и звуковых всплесков. Гидон Левинсон родился в Иерусалиме (1954), выпускник Академии музыки им. Рубина и консерватории Пибоди (США). Но решающее влияние на него оказали уроки великого дирижера Сержиу Челибидаке. Композитор живет с семьей в Иерусалиме, сочиняет музыку, играет на контрабасе, дирижирует. В его композиторском багаже различные сочинения, в том числе квартет «Одрадек», названный по имени персонажа Кафки, удостоенный первой премии на Международном конкурсе Итальянской академии музыки (2001). В Москве исполняли «Four Omagi» для фортепиано и струнного квартета (2000), своеобразное произведение, выделившееся на общем фоне. Оно написано в классической европейской манере, страстное и возвышенное, чувствуется блестящая композиторская техника. Как сказал критик о творчестве Левинсона: «Мир, где мы живем, обесценил трагедию, высокий язык отброшен. Но Г.Левинсон заставляет поверить в ее возвышающее действие». Ари Бен-Шабетай (1945), уроженец Иерусалима, учился у Марка Копытмана (эмигранта из СССР) в музыкальной академии им. Рубина, а затем — в Пенсильванском университете у Д.Крама и Р.Верника, где получил степень доктора философии. Его оркестровые сочинения исполняли Израильский филармонический оркестр под управлением З.Меты (Sinfonia Chromatica, получившее призы на различных конкурсах) и Питтсбургский симфонический оркестр под управлением Л.Маазеля (Magretta). Бен-Шабетай долгое время возглавлял Лигу композиторов Израиля и осуществил интересный проект — издал на 9 компакт-дисках антологию израильской фортепианной музыки. В Москве прозвучало его «Forte Cello Piano» (1992) для виолончели и фортепиано. Оно навеяно поездкой композитора в Петербург в 1992 г. Хана Аджиашвили, уроженка Тбилиси, в Израиле с 2001-го, получила диплом магистра в музыкальной академии Тбилиси, в 1996-м занималась композицией в Московской консерватории под руководством В.Тарнопольского. В Израиле преподает и дирижирует в консерватории Ор Иегуда. В 2004-м получила первую премию на конкурсе молодых композиторов. В Рахманиновском зале исполняли ее сочинение «Reflections», написанное в Израиле в 2001‑2002 годах. Именно это сочинение и было премировано на конкурсе молодых композиторов (2004). Концерт завершило сочинение Бетти Оливеро «Zima’ar» для сопрано, двух скрипок, виолончели и клавесина с ударными (2003), которое пробудило наибольший интерес публики и стало настоящей сенсацией. Бетти Оливеро родилась в Тель-Авиве и училась в академии им. Рубина, университете Бар-Илан у Ицхака Садаи и Леона Шидловского и в Йельском университете у Д. Друкмана, Б. Рэндса и Д. Эйми — великих педагогов и замечательных музыкантов. На нее обратил внимание Л. Бернстайн, и благодаря его стипендии она занималась у одного из мэтров современной музыки — Л. Берио (США), а затем в Италии. Б. Оливеро — очень одаренный композитор, новатор, ее вдохновляет старинная еврейская музыка и другие фольклорные материалы. И все это она умеет переплавить, используя авангардные приемы, в нечто новое, ритмически сложное и необыкновенно интересное. Ее музыку исполняют ведущие оркестры мира: Израильский и Нью-Йоркский филармонические, Чикагский симфонический, оркестр Би-Би-Си, Лондонская симфониетта, а также Джульярдский ансамбль, Ардитти-квартет и др. Композитор удостоена многочисленных премий: фонда Фромма (США, 1986), фонда Кусевицкого (США, 2000), премьер-министра Израиля (2003), Розенблюма (2003) и многих других. В настоящее время Оливеро преподает композицию в университете Бер-Илан. Исполненное в Москве сочинение «Zima’ar», как отмечает сама композитор, написано на основе музыки сефардов, рыцарской литературы и песен трубадуров, а также мавританско-арабской музыки. «Позднее, во время скитаний после изгнания из Испании, евреи восприняли особенности народов, среди которых им пришлось жить… В моем сочинении я использовала, отчасти в виде цитат, песни трубадуров, баллады сефардов и романсы Средиземноморья». Песни на языке ладино «Zima’ar» исполнила сопрано Светлана Савенко под аккомпанемент струнных и ударных. С.Савенко — профессор Московской консерватории, теоретик и певица. Пела она тонко и вдохновенно. Публика в зале была буквально заворожена этой изысканной, с оттенком грусти, музыкой. Это, конечно, замечательное произведение, и оно достойно завершило хорошо продуманный и тщательно подготовленный концерт новейшей израильской музыки. Итак, долгожданная встреча с музыкой Израиля состоялась. И мы ждем новых встреч.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции