«Двойная фамилия» двадцать лет спустя
Леонид Гомберг, Россия
24 июля 2007
1951
В один из первых весенних дней в московском Доме кино на Васильевской широкой публике была представлена новая картина Станислава Митина «Двойная фамилия» по повести Дины Рубиной, написанной еще в середине 80-х годов прошлого века.
В один из первых весенних дней в московском Доме кино на Васильевской широкой публике была представлена новая картина Станислава Митина «Двойная фамилия» по повести Дины Рубиной, написанной еще в середине 80-х годов прошлого века.
Режиссер С.Митин хорошо знаком российским зрителям: он автор многих документальных картин, в том числе яркой антифашистской ленты «Свои — чужие» (в соавторстве с Эллой Митиной). Он снял и новую телевизионную новогоднюю комедию «Самые счастливые», недавно показанную по ТВ.
Фильм «Двойная фамилия», вызвавший значительный интерес московской публики (большой зал Дома кино был переполнен), создан петербургской компанией «Intra communication» и телеканалом КТК (Казахстан); продюсеры Сергей Каратаев, Виктор Умнов и Леонард Яновский. Картина уже прошла с успехом на международных фестивалях в Генте (Бельгия), Брауншвейге (Германия), Денвере (США), а на кинофоруме в шведском городе Умеа была удостоена первого приза.
Вечер открыл известный драматург и телеведущий Андрей Максимов, представивший автора сценария и режиссера фильма Станислава Митина. В церемонии участвовали артисты Оксана Базилевич (Марина) и Сергей Барковский (Виктор), а также продюсер Сергей Каратаев.
Много лет назад я прочитал пьесу Жана Поля Сартра «При закрытых дверях», оставившую незабываемое впечатление. Это сегодня она запросто идет в российских театрах, а в ту далекую пору (середина 60-х, кажется) само слово «экзистенциализм» считалось ругательным. Сюжет незатейлив: две женщины и мужчина обнаруживают себя в комнате, похожей на гостиничный номер, обставленной в стиле ампир хоть и помпезно, но как-то отстраненно, среднестатистически что ли. За долгими и мучительными для каждого из них разговорами, похожими на изощренные пытки, выясняется вдруг, что дверь «номера» заперта, и выхода нет. Следовательно, решают «постояльцы», они обречены на вечную казнь, ибо остановить собственное словоизвержение, а тем более сделать его конструктивным они не в состоянии. Получается, что это и есть ад — без всякой экзотической чертовщины и кухонной утвари, на которой якобы поджаривают грешников. Потом, когда дверь неожиданно откроется, никто не захочет покидать комнату: неизвестно ведь, что ждет их в другом месте, ибо похоже, что ад везде. «Ад — это другие» — провозгласили европейские философы эпохи социальных потрясений первой половины прошлого века.
С тех пор мало что изменилось...
В центре сюжета «Двойной фамилии» зритель обнаруживает классический треугольник. Интрига завязывается вместе с появлением на свет ребенка, биологическим отцом которого оказывается вовсе не муж. Стрессовая ситуация не исчезает даже после того, как у мальчика появляется новый папа, а бывший муж начинает исполнять партию «главного отца» как бы дистанционно… Разумеется, эта сюжетная схема наполнена в картине серьезным и даже трагическим содержанием, но существо дела от этого не меняется. Долгие годы «взрослые», игнорируя очевидность, выясняли отношения, морочили голову ребенку, караулили, угрожали, а то и с остервенением гонялись друг за другом по улицам дачного поселка. Одним словом, демонстрировали всяческое нежелание хоть как-то осмыслить ситуацию и пойти на компромисс.
Подумайте только: совершенно незнакомая женщина звонит главному герою по телефону и сообщает: «ребенок не ваш». И тот «вдруг разом и окончательно понял, что все это правда»! Разом и окончательно — так у Рубиной; не припомню точных слов в сценарии, но смысл тот же. Речь идет о женщине, с которой главный герой прожил долгие годы, стало быть, ни на грош не веря близкому человеку!
Да-а… По сути, нам рассказана история о том, как замечательная троица, каждый по отдельности, холил и лелеял свои расстроенные чувства, почти не предпринимая попыток выработать хоть какое-то приемлемое для всех решение, предпочитая гнуть свою линию до (прости, Г-споди) естественного конца, того самого, после которого уже ничего нельзя исправить. Собственно, героиня и не скрывает, что выход из положения может быть найден только со смертью кого-то из двоих. В картине со всей очевидностью представлен мир слепоглухих, но очень разговорчивых особей – тот самый мир, в котором мы сегодня удостоились жить!..
Режиссер и автор сценария, Станислав Митин сделал вполне естественный ход: он сместил время действия повести Рубиной ровно на два десятилетия — в наши дни. В результате главный герой (Георгий Воздвиженский) из простого советского инженера с его «Запорожцем» становится преуспевающим бизнесменом на шикарном «BMW». А талантливый представитель творческой интеллигенции (Виктор) как был, так и остался искусствоведом.
За двадцать лет коренным образом изменились предлагаемые обстоятельства: общественный и социально-политический эгоизм при свободе выбора становится нормой.
Станислав Митин уловил, осмыслил и показал зрителям эти перемены так, как он их видит и понимает. Роль Воздвиженского в интерпретации режиссера психологически достоверно сыграл популярный российский актер, супермен из отечественных боевиков Олег Штефанко. Сам выбор актера на главную роль, манера поведения и антураж — все говорит о том, что режиссеру очень важно подчеркнуть успешность Воздвиженского, состоявшегося в нынешней жизни вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Автор сосредоточил внимание зрителя на внутреннем мире героя, его нешуточных страданиях и моральной победе, построив драматический монолог героя скорее по театральным канонам, чем по законам кино. Хотел того режиссер или уж так получилось, но замкнутое пространство — комната, двор, салон автомобиля — породило эффект сценической изоляции, и тот факт, что герои оказались слишком близко друг к другу, усилил их взаимное отчуждение. Простая мысль о том, что «экзистенциальный ад» одинокого отчаянья может быть преодолен только при попытке понять и простить ближнего, приходит к ним разве что мимоходом, без последствий.
Словом, времена повторяются. Первоначальное накопление требует жертв, и стоит ли удивляться, если первым падет слабейший, а успех достанется победителю (тому, кто сумеет, по возможности соблюдая приличия, преодолеть все житейские невзгоды, занять офис в центре Питера и сесть в престижный автомобиль). Ад — это не просто другие, ад — это твои близкие, непонятые и не понявшие, это ты сам, так и не обретший себя в конце пути. Вот сюжет нового российского пространства и времени, умело и талантливо представленный создателями фильма.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!