Рав Кук: сочетание традиции и модернизации

 Леонид Гомберг, Россия
 24 июля 2007
 3182
Пинхас Полонский хорошо известен читателям. На его лекциях — как в Израиле, так и в России, — собирается многочисленная и пестрая аудитория слушателей, которые оказываются участниками великолепного интеллектуального действа.
Пинхас Полонский хорошо известен читателям. На его лекциях — как в Израиле, так и в России, — собирается многочисленная и пестрая аудитория слушателей, которые оказываются участниками великолепного интеллектуального действа. «Отказник» и активист еврейского движения в СССР 1970-1980-х годов, ныне — исследователь традиционных текстов, преподаватель Университета Бар-Илан, д-р Полонский живет в поселении неподалеку от Иерусалима и возглавляет издательство «Маханаим». Он автор многих книг, которые вызывают живейший интерес читателей. Не исключение и новая книга Пинхаса Полонского «Рав Кук — Каббала и новый этап в развитии иудаизма» (Маханаим, 2006 г.), изданная при поддержке Российского еврейского конгресса. Имя рава Кука известно всем жителям Израиля, где он считается одним из отцов-основателей Государства, создателем философии религиозного сионизма. Но в России его философское наследие, соединяющее Каббалу и этическое чувство, ортодоксальность и модернизм, известно лишь узкому кругу людей. Один из великих каббалистов ХХ-го века, он учил воспринимать жизнь как диалог с Богом — причем не только на индивидуальном, но и на общенациональном уровне. Соответственно, развитие сионизма и Государства, науки и искусства, социума и философии — все это является отражением Божественного света, и все должно занять определенное место в наших религиозных воззрениях. Работы рава Кука прежде никогда не переводились на русский язык, и монография П. Полонского (600 страниц!) — первая публикация, восполняющая этот пробел. В книге представлена биография рава Кука, статьи, излагающие центральные идеи его учения, а также отрывки из работ ученого с объяснениями и комментариями. Рав Авраам-Ицхак Кук родился в 1865 году в местечке Грива в Латвии в семье раввина. Он получил классическое религиозное образование, в том числе в знаменитой Воложинской иешиве. После окончания учебы рав Кук несколько лет работал на раввинских должностях в Латвии и Литве, пока в 1904 году не переехал в Эрец Исраэль. Там он стал раввином Яффо и других поселений «Нового Ишува» — строящихся сионистских центров обновленного Израиля. Раввин Кук поддержал сионистское движение, что вызвало неоднозначную, а иногда и реакцию протеста ортодоксальных кругов. Волею судеб во время Первой мировой войны рав Кук оказался в Европе, и в конце войны переехал в Лондон, где поддержал провозглашение Декларации Бальфура. В 1919 году он становится главным раввином Иерусалима, в 1921-м — на всеобщем собрании раввинов избирается первым Главным ашкеназским раввином Страны Израиля. Этот пост он занимал вплоть до своей смерти в 1935-м. Деятельность и труды р. Кука стали основой религиозного сионизма, сочетающего ортодоксальный иудейский взгляд на мир и сионистскую, общественно значимую направленность жизни. Он призывал к синтезу религиозных и светских знаний и писал, что прогресс в науке не только не мешает продвижению духовности и религии, но, наоборот, помогает им. Раввин Кук разработал концептуальный подход «ортодоксальной модернизации», позволяющий как сохранить в полном объеме всю еврейскую религиозную традицию и соблюдение заповедей, так и продвинуться вперед, воспринимая Б-жественный свет из всего того нового, что появляется в постоянно развивающемся мире. Книга «Рав Кук — Каббала и новый этап в развитии иудаизма» открывает русскоязычному читателю новый подход к иудаизму, с которым ранее этот читатель, возможно, не сталкивался. Известный общественный и политический деятель Израиля Натан Щаранский пишет: «Книга Пинхаса Полонского по философии рава Кука открыла мне совершенно новый аспект иудаизма, о котором я до этого ничего не знал. Я всегда подозревал, что в иудаизме должен быть подход, дающий возможность согласования традиции с нашим внутренним этическим чувством, и был очень рад, когда нашел его». К этому мнению стоит прислушаться. www.lgomberg.by.ru Пинхаса Полонский: E-mail pinchas@machanaim.org тел.: 8-10-972-54665-8902.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции