БИРОБИДЖАНСКИЙ РЕНЕССАНС

 Матвей ГЕЙЗЕР
 24 июля 2007
 3998
В следующем году Еврейская автономная область будет отмечать 70-летие со дня своего образования. На празднование юбилея приглашены президент России Владимир Путин и премьер-министр Израиля Ариэль Шарон. А пока Биробиджан готовится к торжествам, там побывал специальный корреспондент «Алефа».
В следующем году Еврейская автономная область будет отмечать 70-летие со дня своего образования. На празднование юбилея приглашены президент России Владимир Путин и премьер-министр Израиля Ариэль Шарон. А пока Биробиджан готовится к торжествам, там побывал специальный корреспондент «Алефа». Кажется, прошли те времена, когда слово Биробиджан вызывало саркастическую улыбку у многих евреев, да и у других людей, причастных к этому народу. Справедливости ради заметим, что таким отношение к этому городу было не всегда. Еще каких-то несколько десятков лет тому назад этот город, возникший где-то в глубине Уссурийской тайги по воле вождя всех времен и народов, будил надежды у многих евреев бывшего СССР и зарубежья. Осушать болота в этот комариный край приехали евреи не только из местечек Украины, Белоруссии, но и из США, Бразилии, даже были и такие, кто приехал из благополучной Европы. И все-таки осваивать свою новую историческую родину приезжали в основном выходцы из Бердичева и Гомеля, из Шепетовки и Могилева. Потомки тех, кто влачил существование в бесправии и нищете, тех, кого не допускали в царские времена к работе на земле, они были преисполнены жажды заняться сельским хозяйством, сделать сказку былью, пусть на чужой, далекой таежной земле, и превратить ее в землю обетованную. Конечно, первопроходцам земля эта не показалась раем. В подтверждение этому приведу народные стихи. Если автор был, то, судя по последней строке, - еврей. Кто на Амуре не бывал, Тот горя в жизни не познал. Кто ж на Амуре побывает, Тот цорес жуткие узнает. И, тем не менее, местечковые евреи с присущим им оптимизмом и энергией приступили к строительству городов и сел и скоро стали воспевать этот край в стихах и песнях. Вот отрывок из раннего (1931) стихотворения Э. Казакевича. Да, он начинал как еврейский поэт, писавший на идише: Перрон Биробиджанского вокзала! Взошла твоя счастливая звезда. Ни водокачки, ни большого зала Тут не было, но были поезда. Сердито отдуваясь, привозили Они народ со всех концов России. Вот едут Тунеядовка и Шпола, Вот Витебск, Минск, Одесса и Лугин, И на вокзале тяжко стонут шпалы, Висят гудки, протяжны и туги. Многие поэты воспели Биробиджан в лучших своих стихах. Среди них - Арон Вергелис, поэт, чье детство и юность прошли в этом городе. Слушаю и воочию Вижу Биробиджан. И сколько бы между нами ни лежало дорог, Благословляю стихами Каждый его порог. Ничто не могло остановить евреев в их желании создать свой город (а может быть, и, не подозревая того, новый Сион), а вокруг него - свою область, автономную республику, словом, свою страну, если не на Ближнем Востоке, то хотя бы на Дальнем. Дважды за короткий период истории эту идею пытались уничтожить, втоптать в землю. Впервые - в 1937-м, во второй раз - в конце 40-х - начале 50-х гг. То есть в пору, когда еврейское государство Израиль уже было воссоздано. И все же вопреки всему и вся еврейский очаг на Дальнем Востоке - Биробиджан - не только жив. Там сегодня, как мне сдается, происходит новый ренессанс еврейской жизни, еврейской культуры. И не так помпезно, как это делается в Москве или… Хотя евреев там значительно меньше – около десяти тысяч. Это вступление я счел необходимым сделать перед тем, как познакомить читателей "Алефа" с нынешним мэром Биробиджана Александром Ароновичем Винниковым. К слову, он первый в истории еврей - мэр столицы Еврейской автономной области. Надо ли говорить, что родители его из Европейской части СССР. Отец, Арон Павлович, - из Могилева, мама, Клара Исаевна, - из Риги, а встретились они в самом что ни есть русском городе Брянске, где Клара Исаевна окончила медицинский техникум. Родители волею судеб (по распределению) оказались в Хабаровском крае, потом - в нанайском селе Красный Яр, где они были единственной еврейской семьей. Там и родились все дети Винниковых - Наталья, Павел и Александр, самый младший ребенок в семье (год рождения - 1955-й). Брат мэра и сегодня работает в правительстве Хабаровского края, а сестра живет в Израиле. Винников-младший - руководитель города, человек воистину уважаемый. Не буду подробно останавливаться на биографии Александра Ароновича. Скажу лишь, что он был на комсомольской, партийной и хозяйственной работе, а начинал учителем сельской школы, окончил же Хабаровский педагогический институт по специальности “филология”. Может, мы с ним так подробно говорили о Пушкине, Лермонтове, Некрасове, поскольку оба считаем, что антисемитизм, иногда приписываемый русским классикам XIX века, надуман. "Гораздо проще автора стихотворения "В еврейской хижине лампада…" Пушкина, равно как и автора "Испанцев" Лермонтова, причислить к сионистам, чем к антисемитам", - остроумно заметил Александр Аронович. На партийной работе герой этого очерка находился до августа 1991-го, то есть до того времени, когда КПСС лишилась власти. - Я никогда не был ортодоксальным коммунистом, но и партийный билет на виду у миллионов телезрителей не рвал, как это делали другие. В 1993 году я создал свое предприятие и взял в аренду оборудование в Ленинском порту на Амуре, на границе с Китаем. Успешно проработал там до 1996 года. В это время наш губернатор Николай Михайлович Волков предложил мне возглавить только созданное управление в области, по сути - новое направление по поддержке малого предпринимательства. Из уважения к губернатору я согласился. Мы начали практически с нуля. Но вскоре и погрязший в долгах Биробиджан, и Еврейская область в целом добились заметных успехов в экономике. На выборах в 1999 году мне предложили баллотироваться на должность мэра Биробиджана. После долгих раздумий я решил участвовать в выборах. Как вы догадываетесь, желающих стать мэром города, экономические успехи которого были уже признаны, оказалось немало. Евреев среди кандидатов больше не было. Победителем я вышел в первом туре. Результаты голосования не стали для меня такой уж неожиданностью - я много лет проработал в городе, знал людей, а люди знали меня. На мой вопрос, не боялся ли Александр Аронович "пятого пункта", он, не задумываясь, ответил: "Рассчитывать только на еврейские голоса я не мог, да и не хотел. Во-первых, к тому времени значительная часть еврейского населения Биробиджана уже уехала - кто в Израиль, кто в США, кто в Германию. Это сейчас, в последние годы, мы наблюдаем обратный процесс. Более 200 семей реэмигрировали из Израиля в Еврейскую автономную область. Не буду скрывать: мы рады этому, нам нужны люди, рабочая сила, ибо экономика города развивается очень быстрыми темпами. Наши соседи-китайцы инвестируют средства в экономическое развитие города и области. С 2000 года рост производства и реализация продукции стали столь заметными, что инвесторов становится все больше и больше как среди них, так и из очень далекого зарубежья. Промышленная продукция Биробиджана пользуется спросом вплоть до Урала, надеемся пробиться и за Урал". На это я вежливо заметил, что экономические успехи ЕАО и Биробиджана радуют, но меня, как и других читателей "Алефа", удивляет, почему город, в котором евреи составляют по различным подсчетам от 5 до 20% населения, считается столицей не только еврейской автономии, но и всего российского еврейства. - Думаю, это гипербола. Вы уже второй раз в нашем городе и, наверное, поняли, что еврейская жизнь, если хотите, "еврейский дух" не всегда в прямой зависимости от количества еврейского населения. Где, в каком городе еще, не только в России, но и за ее пределами, фестивали еврейского искусства становятся всеобщим праздником, в котором искренно и активно участвуют люди всех национальностей? Назовите мне еще город, где антисемитизм практически, да и теоретически отсутствует. Может, в численном отношении евреев у нас не так много, но они занимают очень достойное и уважаемое положение в городе. В каком еще городе есть факультет в пединституте, где изучается идиш? Между прочим, там с большим удовольствием обучаются студенты разных национальностей. И еще. Я наблюдал за вами, Матвей Моисеевич, на выставках еврейских художников Биробиджана. Вы не могли скрыть своего восхищения. Так? (Действительно, выставка художников Биробиджана достойна наивысшей похвалы, но о ней я расскажу читателям "Алефа" отдельно.) А сейчас - продолжение рассказа Александра Ароновича. - Биробиджан, да и вся ЕАО, - уникальное на земле место. В период создания области, города сюда приезжали не только евреи, но и люди разных национальностей. И, что характерно, многие из них стали разговаривать на идише. Посмотрите - недавно у нас вышла книга, кстати, с вашим предисловием - "Тайны еврейского алфавита". Среди авторов нет евреев, но с какой любовью создана эта книга! И какой популярностью пользуется она у всех жителей нашего города. (Замечу: я написал предисловие к этой книге, ибо не мог скрыть свое восхищение этой работой. – М.Г.) Мэр Биробиджана собирается с визитом в Израиль. Он говорит, что ничего "мессианского" в его визите не будет, хотя встреча с земляками состоится. И последняя фраза из нашей беседы: "Вы знаете, почему так значимы евреи? Это народ, который сам не спит и не позволяет заснуть никому".


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!