Хуже каторжных

 Виктор Кузнецов
 3 декабря 2007
 3040
Посреди Орловщины, в заснеженном поле, десятилетний мальчик встретил в трескучий мороз трех человек в лохмотьях. Приняв их за беглых каторжников, он предложил горемыкам отогреться в риге неподалеку от родительской усадьбы. «Мы не каторжные, мы гораздо хуже, — ответил один из оборванцев. — Мы жиды!»
Маленький Николай Лесков (это был будущий автор «Леди Макбет Мценского уезда», «Левши», «Зачарованного странника») не знал тогда, кто такие жиды. Но встреча эта так потрясла его и врезалась в память, что «самый русский из русских писателей» навек сделался заступником рода Израилева и последовательным борцом за равноправие евреев в России.

Книга А. Миндлина включает документальные статьи о девяти десятках государственных и общественно-политических деятелей, влиявших на судьбы российских евреев в период с 1762 по 1917 гг. (от даты вступления на престол Екатерины II до декрета Временного правительства, отменившего ограничения для всех национальностей и вероисповеданий). В справочник попали исключительно христиане (в основном — православные, реже — лютеране). Евреи, включая выкрестов, туда не вошли. Преобладают люди с антисемитскими убеждениями и настроем; филосемитов там считанные единицы.

В числе прочих особое внимание обращает на себя царедворец и землевладелец князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический, живо интересовавшийся иудаизмом и формировавший «Израилевский» полк для отвоевания у турок Палестины. Благодаря Светлейшему князю, Екатерина II до середины 1780-х проводила политику более или менее благоприятную для евреев. Которых после кончины Потемкина некому стало защищать… Монархист и видный деятель партии кадетов Василий Алексеевич Маклаков был националистом и славянофилом, но при этом не уставал повторять, что любовь к своему народу несовместима с преследованием слабых — например, унижаемых в России «финляндцев, поляков, евреев, малороссов». В 1911 году он выступил в Государственной Думе за отмену «черты оседлости»; в 1913-м был одним из защитников Бейлиса на процессе в Киевском окружном суде и уверял, что оправдательный приговор присяжных спас доброе имя российского суда, едва не опороченного действиями высших судебных властей; в 1915-м — публично возмущался выселениями евреев из прифронтовой полосы… «За распространение в печати заведомо ложных и позорящих сведений о действии правительственных лиц» Маклакова приговорили к трем месяцам тюрьмы, и от отсидки его спасла Февральская революция.

Проблема «устройства» российских евреев занимала немалое место в деятельности графа Сергея Юльевича Витте, главы Правительства России в 1903-1906 годах. Витте трудно назвать филосемитом, но он с тревогой предупреждал Столыпина, сменившего его на высшем государственном посту, что угнетение и погромы неминуемо бросят евреев в революцию, и пытался организовать встречу Николая II с представительной делегацией еврейских лидеров.

Алексей Николаевич Куропаткин, командовавший в русско-японскую войну вооруженными силами России на Дальнем Востоке, утверждал, что татары и евреи умели и будут уметь впредь геройски сражаться и умирать. Он заступился за двух солдат-евреев, выведших с поля боя тяжело раненного православного священника и обвиненных за это в трусости.

А вот в деятельности В. И Ленина можно, оказывается, усмотреть откровенно юдофобские проявления. «В проекте тезисов ЦК РКП(б) «О политике на Украине» (осень 1919) он пишет: «Евреев и горожан на Украине взять в ежовые рукавицы, переводя на фронт, не пуская в органы власти (разве в ничтожном проценте, в особо исключительных случаях под классовый контроль)». Не желая выглядеть уж слишком оголтелым антисемитом, он делает к этому пункту стыдливое примечание: «Выразиться прилично: евр. мелкую буржуазию»».

Книга, которую, мне кажется, нужно включить в школьные программы, издана тиражом всего 1000 экземпляров. И, что особенно потрясло меня, за счет автора!..



Комментарии:

  • 5 декабря 2007

    Гость Павел Аркадьев, литератор

    Виктор Кузнецов,автор этой небольшой,но замечательной рецензии,умеет находить ингда малозаметные факты и осветить их так,что читатель сразу понимает:без знания их панорама нашей жизни была бы наимного скуднее.Книга А.Миндлина,с которой я тоже знаком,действительно редкостно-серьезное и капитальное,несмотря не небольшой объем,издание,раскрывающее глубоко и объективно некоторые трагические страницы истории русского еврейства.В коротком отклике Виктор Кузнецов сумел выявить самую суть этой книги,заинтересовать читателя и притти к единственно правильному решению:книгу непременно надо включить в школьную программу и,добавлю от себя,издать значительно большим тиражом и не сдирать с автора деньги.



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции