Хочу познакомить читателей «Алефа» с художником, имя которого еще два десятка лет тому было известно на весь СССР. Помните книжные приложения к журналу «Огонек», выпускавшиеся в 70–80-х годах?
Хочу познакомить читателей «Алефа» с художником, имя которого еще два десятка лет тому было известно на весь СССР. Помните книжные приложения к журналу «Огонек», выпускавшиеся в 70–80-х годах? Так вот, художником-оформителем собраний сочинений Толстого, Достоевского, Крылова был С.Н. Оксман. Он же был художником-иллюстратором книг Радищева, Новикова, Карамзина, Купринаѕ Случилось так, что еврейской публике Семен Нахменович мало знаком, хотя от еврейства он никогда не отрекался.
Я был свидетелем того, как один знаменитый народный художник СССР сказал ему: «Ну, смени ты хотя бы в быту свое отчество! Скажем, на Николаевич». На что последовал ответ: «Даже если мне когда-нибудь присвоют ваш титул, хотя уверен, что это никогда не случится, от отчества не отрекусь. Мой отец Нахмен Оксман – участник обороны Сталинграда и Ленинграда, был трижды комиссован из-за тяжелых ранений и трижды добровольно догонял свою часть и продолжал воевать за свободу страны, в которой родилсяѕ»
Работы, которые мы представляем читателям «Алефа», публикуются впервые. До этого Семен Нахменович много лет работал в книжной и промышленной графике, участвовал в республиканских и союзных выставках, его работы не однажды были отмечены премиями. Ему же принадлежит авторство фирменных стилей для Сбербанка, Промсырьеимпорта (PROMSI), Госстраха, Авторского телевидения (АТВ), Внешторгбанка, Липецкого металлургического завода (STINOL) и многих других предприятий и организаций.
Корни этого самобытного художника восходят к черте оседлости. Мать его – Фаина Нахшон – родом из местечка Любар Житомирской области. Окончив в Одессе Еврейский пединститут, она всю жизнь преподавала биологию в еврейских, украинских и русских школах. Отец родом из местечка Копайгород, что на Подолии. Сам же Семен Нахменович родился между Копайгородом и Любаром – в городе Каменце-Подольском, имеющем богатую историю, еврейскую – в особенности. Здесь же, в Доме пионеров, учился у местного художника Александра Киселева, ставшего впоследствии профессором Киевского художественного института. В остальном биография Семена Оксмана обычна для парня из еврейской семьи. Только после службы в армии ему удалось поступить на факультет прикладного искусства Московского текстильного института. Здесь его учителями оказались прекрасные педагоги-художники Борис Державин и Арон Марин.
Семен Нахменович не только самобытный художник, но и прекрасный рассказчик, собеседник, знаток афоризмов. Однажды я попросил его воспроизвести любимые им афоризмы о евреях. «Помните слова из песни: «Если в кране нет воды – значит, выпилиѕ» Задолго до этой песни эту же мысль точнее высказал Станислав Ежи Лец: «Я знаю, откуда взялась легенда о еврейском богатстве. Евреи платят за все». И еще. Говорят, что наших евреев, выехавших в Израиль, там называют русскими. Американцы оказались умнее, именно там возник афоризм: «Если ты живешь в Нью-Йорке и даже ревностный католик, в этом городе ты все равно – еврей».
Последние годы еврейская тема в творчестве Оксмана заняла особое место. «Мой путь к еврейству был недолгим и непростым. Но сейчас я понял, что пошел по этому пути навсегда». Он хочет сделать цикл графических работ по творчеству Шолом-Алейхема, Переца. Он был оформителем книг «Семь свечей», «Еврейская мозаика» и суперобложек к ним.
Художник находится еще в восходящем возрасте. И, думается мне, лучшие его работы, в особенности на еврейскую тему, – в будущем.
Комментарии:
Марк
Николай
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!