Еврейский табор

 Марк ФУРМАН, Россия
 5 февраля 2009
 3283

…Третьим цыганом оказывается Эммануил Борисович Коган, скрипач с паспортной пятой графой, а четвертым — Шапиро Марк Захарович, играющий на ударных, коренной петербуржец. Его доктор спросил: «Что-то я не пойму, земляк, какой это у вас ансамбль? В действительности цыганский или чисто еврейский? Вы, случаем, не из Израиля к нам заехали?..»

Произошло это в одном из российских городов. Сознательно не буду называть его, замечу, однако, что град сей находится неподалеку от столицы, весьма древен, любим и знаменит. В нем есть все, что положено иметь среднему по размерам областному центру, в том числе филармония и несколько гостиниц. Волей местных архитекторов, довольно большой отель с призывно-утренним названием «Заря» оказался рядом с филармонией, точнее, напротив, через дорогу, что и сыграло главную роль в последующих событиях.
Поскольку «Заря» соседствовала с филармонией, большинство гастролеров, приезжающих в древний город, останавливались именно в этой гостинице. Безусловно, очень удобно: идти на собственный концерт, что дорогу перейти, и наоборот. И это, учтите, вне зависимости от возможных печальных обстоятельств — числа зрителей и количества проданных билетов.
Однако, ближе к делу. В погожие дни июля заехал в этот город весьма популярный цыганский ансамбль, остановившийся в упомянутом отеле и концертировавший через дорогу в столь удачливо и счастливо расположенной филармонии.
После бурного, с аплодисментами, песенно-танцевального шоу актеры-цыгане на глазах степенно расходящейся публики живописно — в расписных рубашках, хромовых сапогах и длинных цветастых шалях — небольшим табором переходили дорогу. Переодевшись в номерах и обретя цивилизованный вид, они направлялись в ресторан при гостинице, где в зависимости от настроения и артистической наличности ужин мог быть кратким, как завтрак, с чашкой кофе и булочкой, либо, наоборот, затянувшимся, как прощальный банкет.
В тот день барометр уже с обеда склонялся в сторону банкета, ибо сразу после утренней репетиции состоялась приятная увертюра с кассиром-администратором в роли дирижера.
Итак, вечер. Около десятка артистов за довольно-таки живописным столом, где меню — каждому по себе, а шампанское, купленное из уважения к искусству без наценки в напротив расположенном гастрономе, — вскладчину. Тосты, легкий шум с хоровым пением, хорошее настроение…
Рядом, за столиками, сдвинутыми в ряд, схожая картина: молодые бравые офицеры-танкисты отмечают присвоение очередного воинского звания своему товарищу, теперь уже старшему лейтенанту Диме Михееву, командиру боевой машины. Тосты, легкий бодрящий шум с хоровым пением, хорошее настроение…
Казалось бы, расклад самый благоприятный и для артистов, и для танкистов. Поначалу так оно и было. Но тут кто-то неосторожно сказал что-то кому-то из противоположной дружеской компании. Может, сделал неудачный комплимент по поводу слабого профессионализма армейского хора или просто попросил закурить.
Большой шум. Стулья. Бутылки. Легкий бокс, переходящий в драку. Милиция. Изолятор временного задержания. Руководитель ансамбля. Командир полка. Директор гостиницы.
Утром — синяки, шишки, ссадины, переломы у артистов и танкистов. Счет им — один-один (артистический нос и офицерское ребро)… Еще головная боль в квадрате у всех вчерашних присутствующих, военная прокуратура, судебно-медицинская экспертиза.
Офицеров свидетельствуют в одном номере, артистов-цыган в другом, этажом ниже. Судебно-медицинский эксперт — Лев Наумович Шапиро, средних лет мужчина, с усталым после ночного дежурства лицом, приглашает на осмотр первого артиста.
Перед врачом чистый лист бумаги, авторучка, схемы человеческого тела, несколько цветных карандашей. Сейчас он будет рисовать на схемах: синяки — синим, ссадины — красным, раны — черным, переломы — каким-то иным цветом, кажется, коричневым. Так быстро и удобно, нечто вроде травматологического конвейера, но прежде эксперт спрашивает у свидетельствуемого фамилию, имя, отчество.
– Лифшиц Михаил Аронович.
– Профессия?
– Скрипач.
– Адрес?
– Город Москва… — далее адрес, который нам ни к чему.
Лев Наумович внимательно осматривает черноволосого Михаила Ароновича, старательно зарисовывая живописные подробности его нового лица.
Следующим оказывается невысокий цыган, почему-то блондинистого типа, с перевязанным лбом. По возрасту артист не первой молодости, на вид ему уже за сорок.
Эксперт продолжает допрос: 
– Фамилия, имя, отчество…
– Бергинер Семен Исакович.
– Профессия?
– Скрипач.
– Адрес?
– Город Москва, — и так далее…
Лев Наумович снимает повязку со лба, надевает очки, старательно отмечая цветами на схеме все необходимое. Сличив фотографию в паспорте и не забыв взглянуть на пятую графу, со вздохом отпускает Бергинера.
Третьим цыганом оказывается Эммануил Борисович Коган, тоже скрипач и с той же паспортной пятой графой, а четвертым — однофамилец самого судмедэксперта, Шапиро Марк Захарович, играющий на ударных, коренной петербуржец. Он — чемпион по травмам в ансамбле, приобрел свежий перелом костей носа со смещением.
Вот этого-то ударника с переломом заинтересованный доктор, осмотрев его опухший нос, сильно увеличенный в сравнении с генетикой, и спрашивает: 
– Что-то я не пойму, земляк, какой это у вас ансамбль? В действительности цыганский или чисто еврейский? Вы, случаем, не из Израиля к нам заехали?
– Ага, так вы тоже, наверное, из Питера, — оживился ударник. — Тогда понятно, почему вы антисемит.
– Был там однажды, — нервно усмехнулся доктор. — Я тоже аид (еврей в переводе с идиш), как и у вас, Шапиро моя фамилия.
– Это в корне меняет дело, — уже дружелюбно говорит ударник. И пока врач накручивает ему из солидарности на нос стерильный трехметровый бинт, удовлетворяет его любознательность: — Все те цыгане, что когда-то были в ансамбле, разом за границу подались. Лучшая мировая биография: Нью-Йорк, Брайтон-Бич, Тель-Авив, Хайфа, Мюнхен… Остались двое — сам руководитель, Дар Придорожный, он сейчас с командиром полка дружественный армянский коньяк в люксе пьет, и наша прима-солистка Роза Мечукаева, у нее сын стоматологический заканчивает. Вот этот-то Придорожный, последний из некогда знаменитого на всю Европу музыкального табора, и организовал наше концертно-еврейское ОАО закрытого типа.
– Почему закрытого?
– Придорожный коренных цыган в ансамбль не берет. Считает, что те куда резвее евреев за бугор эмигрируют. На них, цыган-артистов, нынче мода во всем мире. Лично мне еще с годик продержаться надо. Зеленых листочков поднакопить, а там уехать, куда следует…
Вот такая цыганско-еврейско-военная история с дракой и криминальным уклоном приключилась в старинном русском городе на Клязьме. А доктор Шапиро получил от ударника за внимание, разговор по душам и большой чистый бинт на нос — контрамарки на концерт. Так, пустяк, небольшая взятка, но все-таки приятно.
В итоге дело, конечно, замяли. Но сам факт такого чисто приоритетного национального ОАО… Пусть на рекорд Гиннесса не потянет, однако же где-то рядом поставить все-таки можно.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции