Красная дорожка московского фестиваля

 Мария Михайлова
 6 августа 2009
 2720

Нынешним летом в Москве прошел 31-й Международный московский кинофестиваль, на котором блистали отечественные и зарубежные звезды.

Российский режиссер Павел Лунгин стал на этот раз председателем конкурсного жюри, а на открытии фестиваля был представлен его новый фильм «Царь» о времени правления Ивана Грозного. В главной роли — уникальный музыкант и актер Петр Мамонов. В роли митрополита Филиппа, единственного человека, который был готов пойти против царской воли и опричников, снялся Олег Янковский. Это была последняя работа выдающегося российского актера.
Павел Лунгин: «Фильм достаточно близок к историческим реалиям. Монолог Филиппа (обличение царя в Успенском соборе) был взят в «Житиях святых», реплики Грозного — из его писем и многочисленных покаяний. Это фильм о власти. Иван Грозный — первый русский царь, который силой своей личности, неординарностью, жестокостью и талантом во многом определил нашу историю и то, что мы называем русской властью. 
Мне кажется, что Иван Грозный и митрополит Филипп являются ипостасями одного русского характера. Я бы не стал делать фильм об Иване Грозном без митрополита Филиппа, потому что если не в равновесии, то в сосуществовании этих характеров и есть российская история и наша жизнь.
Филипп Колычев был архитектором, инженером, он фантастически обустраивал Соловки: занимался осушением болот, выстроил автоматическую пекарню, по его эскизам построили кирпичный завод, который работал до середины ХХ века. Он — настоящий человек Возрождения. А Грозный был человеком, остановившим движение времени, которое выражал Филипп». 

Заметным событием фестиваля стало участие в нем американского актера Эдриана Броуди, хорошо известного зрителям по фильму «Пианист», одному из самых выдающихся фильмов о Холокосте. В этом году актер приехал с премьерным показом картины «Кадиллак Рекордс», истории расцвета и заката знаменитой звукозаписывающей студии. Главный герой — продюсер студии, легендарный Леонард Чезз, обладавший безошибочным чутьем на таланты. Именно благодаря ему мир услышал песни таких выдающихся музыкантов, как Мадди Уотерс, Литтл Уолтер и даже сам Чак Берри.
Эдриан Броуди: «Музыка играет важную роль не только в моей жизни, но и в жизни любого человека, ведь это универсальный язык, понятный всем, язык, благодаря которому мы можем передавать другим свой опыт и свои эмоции; язык, который переносит нас в другой мир и дает нам почувствовать что-то новое. Так получилось, что многое в моей жизни определяет музыка. В фильме «Пианист» я сыграл еврейского музыканта. В картине «Кадиллак Рекордс» мой герой тоже связан с миром музыки. Он — владелец студии. Это совсем другая фигура в музыкальном бизнесе, но, безусловно, Ленонард Чезз был по-настоящему творческим человеком. Он нашел общий язык с музыкантами, потому что у него было с ними много общего. Он, как и они, выходец из достаточно бедной среды, так как был эмигрантом польско-еврейского происхождения. Поначалу не было ломаного гроша за душой. Но главное, что благодаря своему пониманию музыки и любви к ней, он стал одним из самых интересных, самых проницательных продюсеров 1950-х годов».

Французская актриса, писательница и режиссер Жозиан Баласко представила свой новый фильм «Клиентка» (в российском прокате он будет называться «Клиентка французского жиголо») с блистательной Натали Бай в главной роли. 
Жозиан Баласко: «Я подумала, что я могу рассказать что-то специфически женское, то, чего не могут рассказать режиссеры-мужчины. Героиня моего фильма приняла решение быть свободной. А это значит — принимать и одиночество. Эта женщина смогла стать хозяйкой своей судьбы. Прежде чем снимать этот фильм, я написала книгу, которая стала бестселлером. И это мне позволило найти продюсеров для фильма. Когда Натали Бай прочла роман, то сказала, что готова сниматься, если я когда-нибудь буду экранизировать его. Так что кастинг на главную роль проходил очень легко. Кроме того, в фильме участвует много членов моей семьи, потому что они хорошие актеры. Там играет моя дочь, мой бывший муж и его брат. 
В работе над фильмом мне было непросто совмещать роли режиссера и актрисы. Но поскольку на съемках меня окружают хорошо знакомые мне актеры, это помогает мне в работе. У актеров очень точный взгляд, и они дают верные советы своим партнерам. После того как мы отсняли первую сцену, я немного успокоилась. Натали Бай меня поддерживала. Можно сказать, что, когда я была в кадре, а она — за кадром, у меня был свой собственный режиссер — Натали Бай».

Еще одна звезда французского кинематографа — Ирен Жакоб — посетила московский фестиваль, чтобы представить вместе с известным греческим режиссером Тео Ангелопулосом фильм «Пыль времени». Все события в жизни ее героини Элени тесно переплетены с историческими событиями ХХ века. Вторая мировая война разлучила ее семью: муж героини фильма, которого сыграл Мишель Пиколи, был вынужден уехать в США. После начала гражданской войны в Греции вместе со многими соотечественниками Элени эмигрировала в СССР. Спустя много лет, после падения Берлинской стены, начался новый этап в истории этой семьи. 
Ирен Жакоб: «Пожалуй, самое привлекательное в персонажах этого фильма то, что мы являемся свидетелями их жизни от молодости до старости. Благодаря этому мы больше узнаем об их судьбах. Режиссер фильма Тео поэтично обращается со временем. Мы неожиданно попадаем из настоящего в прошлое и затем снова в настоящее. Путешествие во времени было одним из главных ключей к характеру моего персонажа. Мы не стремились к изображению реальности, а пытались уловить течение времени. В кино зачастую мы видим персонажей преклонного возраста, вспоминающих историю своей жизни. Здесь совсем другой случай. Моя героиня только в последние двадцать лет своей жизни обрела свободу, и преклонные годы стали для нее временем расцвета.
На площадке у Тео царит особая атмосфера, ему удается управлять актерами практически без слов. И еще для кинематографа Ангелопулоса характерна съемка длинными планами. Иногда бывало, что мы целый день перед камерой репетировали один план, поскольку планы были очень сложные и зависели от многих факторов — от массовки, света, от движения оператора. У актера практически не оставалось права на ошибку. Актеры чувствовали себя как музыканты в оркестре. И не раз во время работы над картиной я слышала голос Тео: «Ирен, у нас только один дубль!»

Все эти фильмы были представлены участниками и гостями кинофорума в программе «Гала-премьеры московского фестиваля». В ближайшие месяцы у наших читателей появится возможность увидеть их на экранах кинотеатров.
 

Мария МИХАЙЛОВА, Россия
Фото Вячеслава МИХАЙЛОВА

 

 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции