Смирные люди

 Николай Файнких
 4 октября 2009
 3660

«Ну, даже не знаю, я всегда считала, что Файнкихи — смирные», — задумчиво говорит тетушка, когда разговор за столом заходит о каком-то из Валькиных подвигов. Вообще говоря, чего бы тетушке и не считать Файнкихов смирными, если у нее сорок с лишним лет перед глазами был пример ее отца, моего деда?

Шмерель
Он и в самом деле был человеком довольно тихим, и кличка в семье была у него соответствующая — Штиммер, молчун. Смирный был человек, ну так он и мог себе это позволить — со своими плечами бывшего портового грузчика. Мой двоюродный брат до сих пор вспоминает, как дед на даче с удовольствием демонстрировал нам свою удаль, поднимая одной вытянутой рукой до уровня плеча купленный у деревенских мешок с картошкой. А ведь ему было уже за семьдесят. И уже после дедовой смерти мы нашли в кармане его любимого дачного плаща тугой кистевой эспандер, нам, тринадцатилетним, поддававшийся с трудом…
Кстати сказать, именно благодаря этим двум своим качествам — смирности и силе — дед Шура, собственно, и оказался моим дедом. А дело было так. Волей случая бабушкин брат, сбежав (как он напрасно надеялся) от женитьбы из Москвы, оказался в Одесском институте связи, где неожиданно для окружающих близко сошелся со здоровенным молчаливым студентом-евреем двенадцатью годами старше его. Они являли полную противоположность друг другу: один — столичный весельчак-балагур, прирожденный лидер (не зря потом дослужился до генерала), энергичный организатор всего, от студенческой пирушки до серьезного мероприятия, любимец романтических и не слишком девушек. Другой — уроженец местечка, хотя и недурен собой (если верить бабушке, по приезде в Москву невозможно было пройти с ним по улице: вагоновожатые, каковыми в те годы были исключительно женщины, останавливали трамваи, пораженные его непривычной для Москвы южной красотой), в тридцать с лишним еще не женат и в общении с противоположным полом до смешного застенчив, замкнут, мрачно упорен в поздней своей учебе…
Но, как бы то ни было, они умудрились сделаться приятелями, причем младший как бы даже взял тихоню-старшего под опеку. Правда, потом потребовал за это ответной услуги — когда в Одессу навестить старшего брата, а заодно и отдохнуть у моря приехала сестра-студентка, он, отрадовавшись короткое время, сбагрил ее на широкие плечи товарища и вновь предался радостям приморской жизни. Будущий генерал мог быть спокоен: когда рядом с его симпатичной сестрой на пляже располагался беззвучной скалой Шмерель Файнких, у разбитных молодых одесситов моментально отпадала охота пофлиртовать. Моя будущая бабушка злилась на своего немого телохранителя: что же это такое, в самом деле, — ни себе ни людям?! Но в Москву она вернулась уже вместе с ним. А еще спустя некоторое время они стали мужем и женой, но это уже совсем другая история…
 

Гедалия
Но вот уж кого даже с натяжкой нельзя было назвать смирным, это дедова старшего брата Гришу, Гедалия. Когда сделалась революция, он сразу принял ее и с живостью вошел в ее плоть. Ближе всего — и идейно, и территориально — оказалась ему полувольница Котовского.
Однажды его родную Кодыму захватили петлюровцы. Согнали всех обнаруженных евреев в яр и собирались расстрелять, но отвлеклись на пьянство и грабеж. Одному пареньку — дедову двоюродному брату — удалось выбраться из небрежно окруженного оврага и добежать до соседнего местечка, занятого котовцами. И первым, кто ему попался на глаза, был Гедалий.
На нескольких тачанках котовцы во главе с Гришей влетели в городок. Петлюровцы частью были перебиты, частью бежали. Спасенные евреи выбирались по узенькой тропинке из яра. Среди них был и владелец местной торговли обувью-одеждой. Заметив его, Гедалий потребовал незамедлительно и, разумеется, даром одеть-обуть героических пролетарских бойцов. Присутствующих и не только. «Гриша, — взмолился спасенный торговец, — те грабят, эти грабят, теперь вы грабите. Своих же грабите!» — «Я тебе не свой, буржуй!» — отвечал Гриша. И приказал расстрелять земляка. После экзекуции пролетарские герои забрали все, что им требовалось, и ускакали навстречу новым подвигам.
Кончил жизнь Гриша, как и многие подобные ему пассионарии, в 1937-м. История — так или сяк — за все платит сполна…
 

Сема
Кстати, и младший дедов брат Семен, хотя и далек был от жутковатой лихости Гедалия, смирным человеком отнюдь не был, правда, в своем роде. В ранней юности, кстати, он как-то раз даже оказался жертвой «смирности» старших братьев. Когда у Муни родился сын Валька, речь о котором впереди, и всем «взрослым» понадобилось куда-то уйти, Сему попросили присмотреть за младенцем. Он, естественно, отказался — дело-то молодое, а тут за каким-то сопливым плаксой приглядывать! Тогда трое старших, ни слова не говоря, замотали его в одеяло и привязали к креслу-качалке, а к ноге его приспособили бечевку, другой конец которой прикрепили к люльке. И ушли…
Впервые я увидел Сему, приехав в Одессу в 1988-м. Пройдя маленький квадратный двор и поднявшись на галерею, я позвонил в дверь угловой квартиры с потемневшей медной табличкой. Дверь открылась, и на пороге я увидел невысокого старичка с копной белоснежных волос, как у артиста Катина-Ярцева в роли столяра Джузеппе. Но ярко-голубые глаза были совершенно молодыми. «А! Племянник! Заходи! Вино пьешь?» — «Пью, если наливают…» — «Ха! Конечно, налью! Ма-а-аня!» Вышла тетя Маня, маленькая, сгорбленная. И тоже с очень молодыми смеющимися глазами. Только черными.
Дядя Сема исчез в крохотной кухоньке. «Так, Маня, где вино?! То, самодельное, этого года, пусть попробует! Я нарежу сыр. Сыр с рынка! Вот хлеб, свежий. Ты, Маня, сядешь туда, на диван. А я здесь с племянником!» Глаза Мани смеялись...
Сема шутил, рассказывал, как, еще не сняв после войны офицерскую форму, пытался продать попавшие к нему, один Б-г ведает как, куньи шкурки… «Да ты афери-и-ст…» — со смесью удивления и восхищения говорила тетя Маня…
…Через год ее не стало. Сему уже ничего не держало в Одессе, и он решил уехать в Израиль. Последний дедов брат, Семен, умер в Иерусалиме в 2000 году.
 

Аркадий, сын Давида
И еще один Файнких — богатырь Аркадий, сын того самого дедова двоюродного брата Давида, который смог выбраться из окруженного петлюровцами оврага. Ему, кстати, удивительным образом это удалось и еще раз — когда немцы вошли в Кодыму и устроили первый показательный расстрел евреев все в том же яру. Давид с Аркадием были среди тех, кому предстояло умереть. Когда раздались первые очереди, Аркадий схватил отца за руку и потянул за собой в яму. Сверху их накрыли тела соседей. Ночью они выбрались из заваленного трупами яра и ушли в лес, вскоре пристали к партизанам…
Как-то вернувшись летом с работы, дед, войдя в квартиру, был встречен странными взглядами соседей по коммуналке. Будучи человеком смирным, ничего не спросил, но быстро все понял. В Москву без предупреждения приехал из Кишинева Аркадий. Соседи впустили его в квартиру, но комната московских родственников оказалась заперта. Аркадий очень устал и очень хотел спать. И он, не долго думая, подцепил пальцами снизу двухметровую двухстворчатую дубовую дверь, потянул вверх и снял с петель… Поставить ее на место сил ему не хватило, он просто прислонил ее к стене и улегся спать.
 

Валька
Ну и наконец Валька. Сын еще одного дедова брата — Муни, отцов двоюродный брат. Об этом «смирном» Файнкихе можно рассказывать часами. Мощный, смуглый, чуть похожий на негра, с яркими темными глазами, хриплым прокуренным голосом и истинно одесским чувством юмора. Обаяние его одинаково безотказно действовало и на женщин, и на мужчин.
Как-то раз Валька приехал в гости в Москву. После объятий-поцелуев, раздачи подарков, обмена новостями и семейного застолья, Валька вышел за папиросами. И пропал часа на полтора. Волнение родных достигло критической точки, когда деда позвали к телефону. Звонил Валька.
– Шура, я тут в отделении милиции, в тапках, паспорта нет… Приезжай, вытащи меня отсюда.
– В каком отделении милиции? — спросил ошарашенный дед.
– Ребята, в каком мы отделении? Сержант, слышь, какое это отделение? (На заднем плане — смешки и вполне доброжелательные мужские голоса.) В таком-то, — Валька назвал адрес в двух трамвайных остановках от дома.
– Ты как там оказался? — убитым голосом спросил дед.
– Ну, ближайший киоск был закрыт, я спросил, где следующий. Сказали, в двух трамвайных. Решил проехать. А в трамвае один жлоб беременной женщине место не уступил. Раз ему сказал, два… А потом выбросил из трамвая. (На заднем плане протестующий вопль, одобрительные смешки.)
– Выкинул и выкинул, а в милицию-то ты как попал?
Несколько мрачно:
– На остановке взяли…
– Что ты делал на остановке?!
– Ну… мы с ним добеседывали…
Валька по молодости вообще был не дурак подраться. За что и поплатился. Из Одесского университета его на пару с ближайшим другом Венькой выгнали «за жестокое избиение команды рыболовецкого траулера в ресторане “Черный дрозд”». Перечитайте еще раз. Команды. Рыбаков. Одесских. Вдвоем…
Со временем Валька повзрослел и несколько остепенился. Но не угомонился. Однажды он приехал в Москву в краткосрочную командировку. Уехать ему нужно было кровь из носу в тот же день. Закончив дела, он поспешил на вокзал, — до поезда оставалось меньше часа. Провожать взялся мой отец. Дальше — его свидетельские показания.
К билетной кассе огромная очередь, поезд уже подан на посадку, успеть практически никаких шансов. Валька с полминуты оценивает обстановку, утыкается взглядом в табличку «Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы обслуживаются вне очереди», удовлетворенно кивает головой — ага! — и решительно направляется к кассе. «Мне только спросить!» — твердо говорит Валька, и поскольку в руках у него ничего нет, и поскольку он излучает полную уверенность в своей правоте, его пропускают к окошку.
– Скажите, только Герои Советского Союза обслуживаются без очереди, а Герои Социалистического Труда — нет?
— Товарищ, не морочьте голову, конечно, да! Давайте скорей деньги, видите же, сколько народу. Куда вам билет?
Валька успел на поезд…

Сам я, кстати, тоже человек смирный. Но иногда что-то такое вдруг прорывается, даже сам изумляюсь, что ж говорить об окружающих. В таких случаях моя тетушка говорит грустно и многозначительно: «Ты все-таки, знаешь, повнимательней… А то тебе есть в кого…» Словно бы забывая, что сама всегда считала: Файнкихи — смирные…
 

Николай ПРОПИРНЫЙ, Россия
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции