ШУТ, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЖИЗНЬ

 Матвей Гейзер
 24 июля 2007
 8936
В КГБ были недовольны выступлениями Хазанова Смех — это сила, которой вынуждены подчиняться великие мира сего.
В КГБ были недовольны выступлениями Хазанова

Смех — это сила, которой вынуждены подчиняться великие мира сего.       Э. Золя

Народный артист России, любимец публики и власть предержащих (первое имело место всегда, второе — периодически), Геннадий Хазанов в представлении не нуждается. Эти заметки об актере написаны без повода — пятидесятилетний юбилей позади, до шестидесятилетия не близко. Катализатор появился внезапно: 23 января я по рекомендации «профессиональных театралов» пошел на спектакль Театра Антона Чехова «Смешанные чувства». Рядом с гениальной Инной Чуриковой, сыгравшей роль Кристины Мильман, Геннадий Хазанов в роли Германа Льюиса был, как мне показалось, близок к гениальности. Те, кто считают, будто настоящий Хазанов — весь в прошлом, наверняка переменят свое мнение, увидев его в спектакле «Смешанные чувства».

Но в этих заметках речь пойдет не только об искусстве.

Поиски истины — занятие извечное и столь же безнадежное. «Истина в вине» — говорили древние римляне. «Истина в смехе» — сказала французская писательница Дельфина Жерарден, побывав на выступлении великого актера–мима Жана Батиста Гаспара Дебюро.

«Однажды ноябрьским вечером 1840 года в кабинет доктора Рикора вошел худощавый человек в черном. Доктор испытующе посмотрел на интересного посетителя с бледным лицом, высоким лбом и тонкими губами.

— Вы больны, месье? — Да, доктор. И, думаю, смертельно. — Что с вами? — Я печален, меня не покидает меланхолия. Страдаю и не знаю — от чего. Мучаюсь, сердце болит не переставая. Боюсь людей и самого себя. Не могу спать. — Это не смертельно. Я знаю для вас одно лекарство. — Какое, доктор? — Лекарство, которое исцелит вас от всех недугов. Поспешите в театр взглянуть на Дебюро! Бледный человек поклонился и грустно сказал: — Перед вами Дебюро, доктор».

Этот эпизод из жизни Дебюро навеял мне мысли о Геннадии Хазанове. Если верить в реинкарнацию, то, похоже, лет сто назад душа Хазанова пребывала в теле Дебюро. Однако у Геннадия иная версия. На мой вопрос, не восходит ли генеалогическая ветвь Хазановых к родовитой сефардской семье, потомки которой с Х века жили в Испании, Геннадий Викторович ответил: «О сефардском роде Хазановых ничего не знаю, а о своем «испанском происхождении» уже однажды слышал. 11 лет тому назад я обратился к двум женщинам, выдающимся экстрасенсам, с вопросом: «Чем объясняется мой какой-то необычайно сильный, иррациональный интерес к Гитлеру?» Думал, что это связано с моим послевоенным детством, рассказами родителей о Бабьем Яре и о недавней войне, с отношением Гитлера к евреям. Оказалось, что все это не так. От экстрасенсов я узнал, что в одном из предыдущих воплощений душа моя принадлежала испанской грандессе, мужа которой — испанского графа — убил известный конкистадор Эрнан Кортес, а графиню предали аутодафе. Так вот, в последнем рождении Кортес был в обличье Гитлера...»

Злата Иосифовна, жена Хазанова, рассказывала, что в Испании Гена чувствовал себя как нигде хорошо: он с первого мгновения улавливал и понимал испанскую речь, ходил по закоулкам Мадрида и Толедо так уверенно, будто уже бывал здесь когда-то...

А вот что говорил Геннадий Хазанов о своем происхождении в одной из наших бесед: «К сожалению, к своему стыду, я не знаю ни еврейского языка, ни истории (интересоваться стал ею только недавно, а когда путешествовал по Израилю, в особенности у раскопок Масады, понял, как много я потерял в жизни). Мы не знаем ни своих корней, ни своих предков. В этом нет моей вины. Я пытался что-то выяснить у своей мамы, но ей около 80 лет; на многие вопросы она ответить уже не в состоянии, да и прежде едва ли интересовалась этим. В какие-то периоды жизни я не задумывался о том, что я еврейѕ Размышляя о феномене Хазанова, думаю вот о чем: Райкин, Жванецкий и Хазанов в годы застоя воспринимались как этакие революционеры, своего рода якобинцы. Диссидентами, разумеется, они быть не могли. В этом смысле искусство сценических актеров, в особенности эстрадных, отличается от искусства киноактеров, от творений писателей: если не увидят при жизни, не прочтут — все равно останется. Когда-нибудь дойдет до читателей или зрителей. То, что сказал Хазанов — и как сказал! — сделало его не просто кумиром, но героем в восприятии многих миллионов людей. Его искусство, как и Райкина, Жванецкого, явилось защитой для тех, кто в ней нуждался, прежде всего для интеллигентов, для маленьких людей — наследников гоголевского Акакия Акакиевича. Почему публике так полюбился монолог выпускника кулинарного техникума? Главную роль в этом сыграл артистизм Хазанова, но важным был и другой фактор: зрители увидели на большой сцене людей, таких же «маленьких» или «еще меньше», таких же беззащитных, как они сами. Этот монолог стал судьбоносным для Геннадия Хазанова — именно за его исполнение он получил главный приз (разделив его с Кларой Новиковой) на конкурсе артистов эстрады в середине 70-х годов. Когда Хазанов попадал в полосу запретов, а такое в конце 70-х — начале 80-х случалось нередко, то в студенческих и заводских клубах, на других площадках, где ему разрешали выступать (а иногда гастролировал без разрешения), публика просила — нет, не просила — требовала, чтобы он исполнил монолог выпускника кулинарного техникума.

— Истории было угодно, чтобы еврейская община России сыграла значительную роль в еврейской диаспоре. Видите ли вы сейчас будущее для еврейской общины в России?

— Я убежден, что прекращение существования еврейской общины в нашей стране может стать для России катастрофой. Не потому, что я считаю, будто евреи лучше и талантливее русских и других народов, населяющих нашу страну. Не в том дело. Важно то, что евреи России и ее «коренное» население, по-моему, представляют собой сообщающиеся сосуды, а исход, если ему суждено под влиянием каких-то сил состояться, приведет к нарушению равновесия в этих сосудах, и еврейская община России «перетечет» в другую. От этого очень многое потеряют и русские, и евреи... Этот «симбиоз» сложился исторически, и нарушать его — кощунственно.

— История подтверждает это. Изгнание евреев из Испании не принесло стране процветания.

— Я не Нострадамус, но хорошо понимаю, что изгнание евреев не приносит счастья их гонителям. И эта моя мысль относится не только к евреям...

Как-то Геннадий Викторович сказал: «Если будете писать когда-нибудь обо мне, то отметьте, что любимый мой афоризм: «Юмор — большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший смех, потому что смех — это человеколюбие». Знаете, кто это сказал? Лев Николаевич Толстой.


Записка КГБ СССР в ЦК КПСС 15.11.83 г. № 2437-4 ЦК КПСС Секретно О негативной направленности отдельных выступлений артистов эстрады. В Комитет госбезопасности поступили данные, что некоторые эстрадные артисты разговорного жанра включили в последнее время в программы своих выступлений идеологически вредные и сомнительные в эстетическом отношении интермедии, в пасквильной форме пародирующие широко известные произведения советской литературы и кинематографии на военно-патриотическую тематику. В первую очередь это следует отнести к монологу Е. Смолина «Письмецо», с которым выступил Г. Хазанов на сценах Колонного зала Дома Союзов, Кремлевского Дворца съездов, а также по телевидению в праздничной программе «Голубой огонек». По мнению многих зрителей, такие выступления наносят ущерб делу воспитания патриотизма и гражданственности у советских людей и объективно играют на руку классовому противнику.
Председатель Комитета В. Чебриков Оп. 112. Д. 140. Л. 3. Подлинник.


Записка Московского горкома КПСС в ЦК КПСС № 2827 30 ноября 1983г. ЦК КПСС по информации т. Чебрикова В. М. Председатель Комитета государственной безопасности СССР т. Чебриков В.М. сообщает о негативной направленности отдельных выступлений артистов эстрады. Установлено, что действительно артист Московский концертной организации (Москонцерт) Г. Хазанов использовал в некоторых выступлениях, в том числе в телевизионной программе «Голубой огонек», идеологически вредную и сомнительную в эстетическом отношении интермедию Е. Смолина «Письмецо».
Записка написана на бланке КГБ СССР. Разослана членам, кандидатам в члены Политбюро и секретарям ЦК КПСС 15 ноября 1983.Г. № П2036.

К записке приколот отдельный листок с резолюцией: «Тов. ЗИМЯНИНУ М. В. Для принятия мер. Ю. Андропов. 17 ноября 1983 г.». Записка на бланке МГК КПСС. Разослана членам и кандидатам в члены Политбюро и секретарям ЦК КПСС, а также В. Шауро и В. Чебрикову 1 декабря 1983 г. № П2147. Проверка показала, что включение данного монолога в концертную программу Г. Хазанова стало возможным вследствие низкой требовательности руководства Государственного театра эстрады и Управления театров, музыкальных организаций и концертной работы Главного управления культуры Мосгорисполкома, которые направили в Главлит СССР для утверждения литературный материал, содержащий идейные просчеты. Учитывая, что в августе т. г. Г. Хазанов уже выступал с этой интермедией на заключительном концерте фестиваля «Крымские звезды», художественный совет Москонцерта, работники театра и главка сочли возможным не просматривать номер и разрешили его к показу. МГК КПСС строго указал руководству главка (т. Шадрин В.И.) на необходимость принятия действенных мер для улучшения концертной работы в г. Москве, повышения требовательности к репертуару артистов эстрады.
Направляется в порядке информации. Секретарь МКГ КПСС В. Гришин



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции