Многовековая история еврейской общины ЮАР

 Наталья Лайдинен
 12 января 2010
 5484

Большинству читателей «Алефа» о жизни в Южной Африке известно не так уж и много — далековаты ее горы, океаны, пустыни, животные и прочая экзотика. Да и СМИ не балуют информацией о древних африканских землях. Пресса рисует лишенный обаяния портрет: чемпионские показатели по СПИДу, Йоханнесбург вместе с пригородом Соуэто лидирует в статистике по преступности, государство не обеспечивает безопасность туристов, а в городе чудес Сан-Сити миллионеры делают умопомрачительные ставки в казино. О том, что в ЮАР живет еврейская община численностью около 80 тысяч человек, которая играет не последнюю роль во внутренней и внешней политике государства, уж и подавно мало кто знает. А между тем это одна из самых богатых и влиятельных общин в мире. Я имела возможность лично в этом убедиться, побывав в еврейских общинных центрах Кейптауна и Йоханнесбурга.

Как мне поведали «аборигены», евреи начали селиться на юге африканского континента еще в XV веке, во времена португальцев и великого первопроходца Васко де Гамы, искавших путь в Индию, незадолго до открытия мыса Доброй Надежды. Преимущественно это были астрономы и картографы. В середине XVII века, во времена активного роста торгового обмена между разными странами, еврейские имена встречаются среди поселенцев Капской общины. Портовый город Кейптаун, расположенный в уникальном природном оазисе рядом со знаменитой Столовой горой, был основан голландцами в 1652 году. Тогда евреи вынужденно переходили в христианство — таковы были жесткие законы той эпохи. Большинство из них сотрудничало с Ост-Индской компанией. Тогда-то здесь и обосновались 20 евреев, которые дали начало крупнейшей колонии. Сегодня ее численность составляет 17 тыс. человек, в городе существует 12 ортодоксальных и реформистских синагог.
Новый всплеск появления на африканском берегу евреев-переселенцев случился в начале XIX века, когда сынам Сиона власти гарантировали свободу вероисповедания. В Южную Африку приезжали преимущественно грамотные, предприимчивые люди. Они с впечатляющими результатами занимались финансовыми операциями и торговлей, ремесленничеством, торговлей, разводили ангорских коз, овец. Сохранилось немало документов свидетельствующих о значительном участии общины в развитии судоходства и портового хозяйства, сахарной промышленности, рыболовстве и виноделии.
Изначально отличалась силой и упорядоченностью Капская община, и сегодня она — одна из основных в ЮАР. Ее истоки относятся к 1841 году, когда был собран первый миньян. В середине XIX века здесь уже текла жизнь по законам Торы. Документы того далекого времени говорят о существовании синагоги, еврейских кладбищ и учебных заведений. Вслед за Капской, постепенно возникали общины и в других уголках юга Африки. В 1886 году только в Йоханнесбурге (неспроста его зачастую называли Jewburg) проживало более 6 тысяч евреев.
Конец XIX века всколыхнул весь мир волнами золотой лихорадки. Открытие месторождений алмазов и золота привело к тому, что после 1886 года в ЮАР хлынули разнообразные «искатели» со всего мира, в том числе и евреи. Многие из них впоследствии двинулись в сторону Родезии. Усилили приток эмигрантов и погромы в России и Восточной Европе, которыми отметил свое начало кровавый ХХ век. К этому моменту сложились общины в Претории, Натале и Дурбане. Особенно выделялись голландская, литовская и немецкая общины, преимущественно говорящие на идише. Евреи жили небогато, зато стабильно.
Самых значительных успехов евреи добились в горнорудной и добывающей промышленности: они создали многочисленные компании по добыче золота и алмазов. В 1886 году была основана знаменитая компания «Де Бирс», которая и сегодня остается лидером на алмазном рынке. Строились заводы, фабрики, рос внутренний и внешний торговый оборот. В Трансваале евреи организовали добычу угля. Активно развивалось сельское хозяйство и животноводство: интересно отметить, что именно еврейские хозяйственники особо отличились в разведении страусов! Кроме достижений в промышленности, евреи внесли большой вклад и в индустрию туризма, досуга и развлечений ЮАР: создавались крупные гостиничные сети, места отдыха, а также влиятельные массмедиа. Особенных успехов евреи достигли в виноделии: как я убедилась на своем опыте, еврейские имена до сих пор красуются на этикетках ведущих винодельческих хозяйств ЮАР. Несколько из них, например «Баксберг», «Чарльз Крюг», являются кошерными. Не последнюю роль евреи сыграли в текстильном и мебельном производстве.
Тем не менее до 1910 года в стране существовали некоторые дискриминационные иммиграционные правила, которые были отменены лишь после создания Южно-Африканского Союза в составе Британской империи. Национальный состав пополнился евреями — выходцами из Великобритании. Крупнейшей благотворительной ассоциацией того времени был Еврейский орден Давида, основанный в 1904 году; число его лож в последующие годы неуклонно возрастало. Важную роль играли землячества, объединявшие выходцев из Восточной Европы. Связь России и Южно-Африканского континента имеет давнюю традицию: много российских евреев в разное время уехало искать себе лучшую долю в чужих краях. Первым и единственным южноафриканским ученым, получившим Нобелевскую премию, стал Арон Клуг, родившийся в России. Нобелевский лауреат среди южноафриканских писателей — Надин Гордимер, отец которой родился в России. Цвет культурной элиты ЮАР — скульптор Липпи Липшиц, художник Вольф Кибель, писательница Сара Гертруда Миллин — тоже уходят корнями в российские просторы. Вульф Сакс, первый в Южной Африке психоаналитик, был студентом Санкт-Петербургского университета, учеником Ивана Петровича Павлова.
До конца 20-х годов прошлого века количество членов общин ЮАР неуклонно увеличивалось, пока не были приняты очередные дискриминационные иммиграционные нормы, ограничивающие въезд в страну, причем наиболее жесткие квоты установили для стран Восточной, Центральной и Южной Европы. Поэтому в дальнейшем основной приток еврейской иммиграции исходил из Германии и Западной Европы. Примерно тогда же в ЮАР усилился антисемитизм, появились антиеврейские организации. Во время войны евреи активно боролись против нацистского режима, служили в частях Южно-Африканского Союза, многие из них погибли или получили ранения. Героизм евреев-воинов из ЮАР также проявился во время Войны за независимость, когда десятки молодых евреев записались в ряды Армии обороны Израиля.
В 1948 году лидер Националистической партии Д.Ф. Малан провозгласил, что партия выступает против любой дискриминации евреев, в том числе и в вопросах иммиграции и натурализации. Он также посетил Израиль с визитом. С этого момента евреи вновь стали полноправными членами южно-африканского общества. Это дало им возможность избираться в парламент, занимать высокие государственные посты. На государственном уровне началось активное сотрудничество с Израилем в разных областях. Во времена апартеида пострадали многие выдающиеся еврейские деятели: Рут Фирст, Алби Сакс, Артур Голдрейх. Многие белокожие члены общины подверглись арестам за выступления против режима апартеида. Зачастую именно они помогали чернокожим жителям ЮАР в борьбе за равноправие и свободу. Число евреев, выступавших против режима, намного превышало число представителей других южно-африканских общин — китайцев, португальцев, греков.
Особенно сильны в ЮАР традиции ХАБАДа. Сегодня центры хабадников существуют в Йоханнесбурге, Кейптауне и нескольких других крупных городах. Это связано с активной деятельностью седьмого Любавичского ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Его судьба во многом схожа с судьбами тысяч евреев, рожденных в начале века: бегство из охваченной погромами и войной России, скитания по Европе, дальнейший переезд в Нью-Йорк. Катастрофа и Вторая мировая война стали важными событиями и его жизни.
Седьмой Любавичский ребе во многом приблизил иудаизм к современности, выступая за развитие науки, широко объясняя проблему Катастрофы, модернизируя иудаизм и таким образом привлекая к познанию веры предков и Торы молодежь, женщин и детей. Будучи мировым лидером ХАБАД-Любавич, он основал академии по изучению Торы в различных странах мира, в том числе и в Йоханнесбурге (1984). Сегодня центры ХАБАДа в ЮАР оснащены по последнему слову техники, в них есть мультимедиа-центры и электронные библиотеки, интересные и познавательные сайты, посоветоваться с раввином можно в режиме онлайн по электронной почте. Это тоже традиции, заложенные Ребе: он всегда выступал за привлечение самых передовых технических достижений, электронных и печатных СМИ к пропаганде иудаизма. «Наши мудрецы говорили: “Все, что Б-г создал, создано во славу Его”. Это применимо и к научным открытиям последних лет: их назначение — добавить славы путем использования их для святых дел, для Торы, для заповедей...» — говорил Ребе еще в 1966 году.
В разгар режима апартеида, когда обстановка в ЮАР была неспокойной, Любавичский ребе продолжал настаивать на том, что раввины должны нести свет Торы в Южную Африку. Он сам не одобрял апартеид и понимал его опасность, неоднократно обращался к правительству ЮАР с просьбой отменить апартеид. Ребе советовал евреям ЮАР не уезжать от политических сложностей, а спокойно дожидаться прихода Мошиаха. Главный раввин Претории Шабтай Кац, некогда армейский раввин, а потом официальный раввин всей тюремной системы Южно-Африканской Республики, на протяжении нескольких десятков лет поддерживал связь с Любавичским Ребе. Именно ему удалось добиться для заключенных-евреев разрешения властей зажигать в тюрьмах ханукальные свечи, что явилось большим достижением.
Ребе всячески поддерживал южноафриканские общины, ободрял их в тяжелые дни. Именно такая поддержка ребе помогла многим евреям пережить апартеид. В 1970-е годы ребе посылал в Южную Африку молодых евреев из США, чтобы они жили среди местного населения, укрепляли в мысли о том, что ситуация в ЮАР будет улучшаться. Традиция обмена студентами из США и ЮАР сохранилась и поныне. Именно любавичские общины демонстрировали пример спокойствия и уверенности даже в самые напряженные моменты.
Евреи приветствовали режим де Клерка в 90-х годах, поскольку он нес свободу вероисповедания и отмену апартеида. В настоящее время в Южно-Африканской Республике работают семь еврейских музеев, крупнейший из них находится в Кейптауне. Музей был открыт в декабре 2000 года Н. Манделой в здании старейшей синагоги Кейптауна, спроектированной архитектором Д. Хоггом. В экспозиции музея — коллекция обрядовых предметов, принадлежащих членам общины, исторические документы и рукописи.
В парламенте ЮАР располагается библиотека, среди множества изданий которой есть истинные сокровища, как, например собрание книг и предметов из коллекции С. Мендельсона, английского еврея. В художественных галереях Кейптауна также можно увидеть коллекции еврейских собирателей искусства: Х. Либермана, М. Михаэлиса, а в университете доступны для ознакомления экспонаты центра Каплана, касающиеся африканской еврейской истории.
Уникален Центр Холокоста в Кейптауне, первый и пока единственный музей на континенте, свидетельствующий о трагедии минувшего века. О ней напоминают экспозиции, выставки, экскурсии. Неожиданно, но факт: в школах Южной Африки дети имеют возможность узнать о Катастрофе. Еврейские музеи также открыты в городах Кальвиния (в здании бывшей синагоги), Грейамстаун, Йоханнесбург, в Порт-Элизабет и Претории. Примечательно, что среди жителей ЮАР жертвователей на нужды Израиля больше, чем в любой другой общине.
В годы максимального расцвета число членов общины достигало 120 тысяч человек. В середине 1990-х годов в Южно-Африканской Республике действовали сотни еврейских организаций, большей частью входивших в Совет еврейских депутатов или Сионистскую федерацию. За последнее десятилетие 30 тыс. евреев эмигрировали в Израиль, но частично убыль еврейского населения была покрыта за счет приезжающих из стран бывшего СНГ.
Не обходится в Южной Африке и без проявлений антисемитизма: несколько раз за предыдущие 10 лет в местных синагогах рвались бомбы — к счастью, пострадавших не было. У современных евреев ЮАР, как я убедилась на личном опыте, разное отношение к событиям в Палестинской автономии. Тем не менее большинство из них поддерживают Израиль и готовы посильно участвовать в миротворческом процессе в регионе.
 

Наталья ЛАЙДИНЕН, Россия
 



Комментарии:

  • 20 ноября 2023

    Snakub

    Спасибо очень интересно,хотелось бы больше узнать о литовских евреях которых во время войны на параходах увозили из клайпеды в ЮАР

  • 2 августа 2021

    Moistures

    После прихода ирландцев староверов, возможно в 19 веке, нашлись способные люди для приезда в теплую страну на юге Африки, туда недавно циклон принёс снег и мороз летом -5-6°C.

  • 2 августа 2021

    Moisture

    После прихода ирландцев староверов, возможно в 19 веке, нашлись способные люди для приезда в теплую страну на юге Африки, туда недавно циклон принёс снег и мороз летом -5-6°C.

  • 4 января 2019

    Виктор Снитковский

    Автор статьи совершенно не понимает, что происходит в Респуьлике Южная Африка. Особенно глупым выглядит её "знания" об апартеиде.

  • 4 января 2019

    Виктор Снитковский

    Статья в высшей степени глупая. Автор абсолютно не понимала суть апартеида, да и вообще, что происходит в ЮАР.

  • 21 октября 2014

    Гость Алла Фельдман, Москва

    Спасибо, почерпнула массу полезных сведений

  • 14 декабря 2010

    Гость Шнеур-Залман из Челябинска

    Наталья большое Вам спасибо статья классная


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции