Так, да не так
«И открою Я могилы ваши, — обещает Всевышний в пророчестве Иехезкеля, — и подниму вас, народ Мой, из ваших могил и приведу в землю Израиля. И вдохну в вас дух Мой — и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я — Господь». Один из великих комментаторов раби Давид бен Кимхи — Радак — объясняет, что в этих словах скрыто описание процесса возвращения евреев на свою Родину. Поначалу будет физическое возращение — «и приведу в землю Израиля». Но лишь после того, как в ней окажется множество евреев, начнется основное, духовное возращение — «вдохну в вас дух Мой — и оживете». То есть когда сборище разных людей на Святой земле начнет проникаться духом Всевышнего, исполнять его Тору, только тогда их можно будет назвать живым организмом — единым народом.
Первый Любавический Ребе, Шнеур-Залман из Ляд, уподоблял евреев человеческому телу: например, души мудрецов представляют собой мозг по отношению к массе народа, таким же образом другие души соотносятся с другими частями тела. Но все они, от главы поколения до последнего нищего, вне зависимости, на каком континенте находятся в данный момент, связаны между собой удивительной связью, подобно органам человеческого тела. И если пятка натыкается на гвоздь, то больно всему организму.
Перед подписанием Ословских соглашений спросили ученики рава Авраама Шапиро, духовного главу религиозных сионистов: «Почему рав посылает нас на демонстрации против правительства? Ведь Рабин только посмеивается, не обращая на нас никакого внимания! Для чего же весь этот шум?»
«Причем тут Рабин? — удивился рав Шапиро. — Мы пытаемся докричаться не до него, а до Царя Царей. Евреи выходят на демонстрации, чтобы Он увидел — его детям больно, его дети просят о снисхождении.
И кроме того, — добавил рав Шапиро после короткой паузы, — когда болит, нужно кричать».
Это замечание приводит нас к знаменитой истории про совещание у фараона, рассказанной равом Шмулевичем на уроках по этике.
Правитель Египта, обеспокоенный усилением евреев, пригласил к себе трех самых известных мудрецов того времени — Иова, Итро и Билама — и попросил совета, как извести евреев.
Иов промолчал и за это был наказан невыносимыми страданиями. Итро ушел с совета, не сказав ни единого слова; поступок по тем временам очень смелый. Представьте себе участь академика, самовольно покинувшего кабинет Сталина. За это потомки Итро стали величайшими мудрецами и заседали в Санхедрине. Билам высказал свое мнение — и впоследствии был за это убит.
И сказали мудрецы, что мучения Иова горше смерти. Как же так, Биламу за совет, как лучше уничтожить евреев, — смерть, а Иову за молчание — более жестокое наказание?
Мидраш рассказывает, что у Иова были свои соображения. Он молчал не просто так, а по здравому размышлению. Зачем говорить с фараоном, ведь он все равно не послушает и поступит по-своему? Лучше молчать. Молчание золото.
Так, да не так. Не всегда эта нехитрая житейская мудрость оказывается правильной. Когда человек болен, — не простудился, а по-настоящему захворал и все тело ломит от боли, — он кричит. Зачем ты кричишь, оно тебе поможет? Жди, пока придет врач! Нет, если по-настоящему болит, — кричим!
Когда Иов промолчал на совете у фараона, это значило, что жизнь или смерть еврейского народа его не сильно волнует. За это и получил.
И если скажут умные и скептически настроенные люди, что в нашей, земной плоскости толку от такого крика почти никакого, то напомните им демонстрации, проходившие тридцать лет назад в Израиле. Собирались у румынского и голландского посольств группки евреев с портретами узников Сиона и скандировали лозунги, читали Псалмы, зажигали свечи. Вы думаете, властителям бескрайней советской империи было хоть малейшее дело до тех выкриков? Что они даже на сто двадцать первом плане имели в виду эти демонстрации, когда решали судьбу узников?
Так, да не так. Не бывает слез, пролитых напрасно. Всевышний услышал просьбы своих детей, оценил их несогласие и рассудил по-своему. И рухнула, рассыпалась в прах созданная, казалось бы, навечно империя, распахнулись ворота лагерей, и бывшие узники стали раввинами, министрами, членами кнесета.
Недолог век политических деятелей, быстро уходят они в сумрак безвестности. Стираются портреты, забываются лозунги, затихают страсти. В конечном итоге с Небес спускается только хорошее, и мы должны научиться его распознавать. И помнить, помнить в любой, даже, казалось бы, безвыходной ситуации: не бывает слез, пролитых напрасно.
Янкл МАГИД, Израиль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!