Когда раввин молится за католика
Отношение предыдущего Папы Римского Иоанна Павла II к евреям было совершенно необычным и неслыханным. Пожалуй, за всю историю римской католической церкви ее еще ни разу не возглавлял человек, столь открыто демонстрировавший свою симпатию к еврейскому народу. И не просто демонстрировавший, но и предпринявший конкретные действия, которых никто и никогда не ожидал от понтифика.
Первым папой, посетившим синагогу, стал Иоанн Павел II. Сотни миллионов католиков могли наблюдать в прямой телевизионной трансляции, как папа приветливо беседовал с раввинами и не только не выразил презрение к «отступникам от истинной веры», а призвал к примирению между двумя религиями. Без всякого сомнения, этот беспрецедентный поступок способствовал улучшению отношений между евреями и католиками. Впрочем, не только с католиками, а со всем христианским миром.
Иоанн Павел II установил дипломатические отношения между государством Ватикан и государством Израиль. Произошло это в 1992 году — почти через сорок пять лет после создания Израиля. До него никто из пап не решился на подобный шаг. Установление отношений с Ватиканом повысило дипломатический статус еврейского государства, изменило в лучшую сторону отношение к Израилю руководителей многих стран мира, исповедующих католицизм.
Иоанн Павел II был первым папой, официально встретившимся в своей резиденции с израильским премьер-министром, которым был тогда Биньямин Нетаниягу. До этого он встречался с израильскими премьерами — Ицхаком Рабином, Шимоном Пересом и Ицхаком Шамиром. Но все эти встречи были неофициальными. Нетаниягу удостоился высшей почести — он был принят папой в его личных покоях. А затем в папской библиотеке журналистам была дана возможность запечатлеть папу, пожимающего руку Нетаниягу, его жене Сарре и ближайшим советникам израильского премьера. Кстати, многие из этих советников носили ермолки. Пожалуй, впервые религиозные евреи были допущены в святая святых мирового католицизма. Перед фото- и телекамерами Иоанн Павел II вновь продемонстрировал свою приязнь к евреям и сделал несколько заявлений, облетевших весь мир.
«Герои Библии, большая часть которых является евреями, постоянно находятся перед моими глазами, и я советуюсь с ними», — сказал папа. А завершил Иоанн Павел II эту историческую встречу и вовсе неожиданно. Проводив чету Нетаниягу до дверей своей библиотеки, папа поднял руки к небу и громко сказал: «Всевышний да благословит Израиль».
Политическое значение этого заявления невозможно переоценить. Глава католической церкви благословил не святые места Палестины и даже не просто еврейский народ, а Государство Израиль.
Бывший главный раввин Израиля Меир Лау вспоминает, что во время его встречи с папой тот сказал ему: «Я всегда помню, что евреи являются первородным сыном Всевышнего». Неслучайно Иоанн Павел II резко осуждал антисемитизм и назвал его «преступлением против человечества и Б-га».
Именно поэтому во время болезни папы в синагогах Италии произносились молитвы за его выздоровление — случай также совершено беспрецедентный. А после его смерти евреи искренне сожалели о потере. В связи с кончиной Иоанна-Павла II главный раввин России Берл Лазар от имени всей еврейской общины России выразил глубокие соболезнования российским католикам и направил телеграмму соболезнования главе католической общины России кардиналу Тадеушу Кондрусевичу.
Текст этой телеграммы говорит сам за себя: «Известие о кончине Папы Римского Иоанна-Павла II вызвало у нас глубокую скорбь. Учитывая тот огромный вклад, который Папа внес в развитие межрелигиозного диалога, убежден, что его уход стал большой потерей для всех христиан, для всех верующих людей на планете. Мы, евреи, провожая человека в последний путь, всегда думаем о его заслугах перед Б-гом, о том, какие дела и свершения он оставил после себя. Прошу Вас как главу католиков России принять от российского еврейства выражение самого искреннего сочувствия в постигшем вас горе. Молю Всевышнего, чтобы преемник Иоанна-Павла II продолжил его путь».
Для евреев Иоанн-Павел II был по существу первым католическим лидером, который попросил прощения за то, что верующие христиане не сумели предотвратить Холокост. Он был также первым, кто начал реальный диалог с еврейской общиной, что позволило еще при его жизни открыть принципиально новые перспективы взаимодействия верующих ради сохранения мира Б-жия.
Как объяснить столь необычное поведение этого папы? Почему он выбрал путь, о продолжении которого раввин молит Всевышнего? Чем вызвана столь, скажем прямо — странная для понтифика симпатия к евреям и их государству? Тем более необычная, что Кароль Войтыла был родом из Польши, население которой, увы, не отличается особой любовью ни к иудаизму, ни к его представителям.
В одной из недельных глав Торы, пришедшейся на период угасания Иоанна Павла II, подробно описывается процесс жертвоприношения. Наши мудрецы объясняют: человек, принесший жертву в Храм, очищался духовно, снимал с себя свои земные прегрешения. Жертвоприношения были уникальным инструментом — посредством чисто материального действия человек мог оказать влияние на духовные сферы. А такое изменение имело не только духовные, но и физические, материальные последствия.
Во время оккупации Польши фашистскими войсками молодой Кароль Войтыла, учившийся в католической семинарии, совершил поступок, который с полным основанием можно сравнить с жертвоприношением. Подвергая смертельной опасности не только самого себя, но и всю свою семью, он прятал от гестапо евреев. «Тот, кто спас хотя бы одного еврея, как будто бы спас целый мир», — говорит Тора. А после войны будущий папа помогал разыскивать еврейских детей, спрятанных в монастырях. Эти дети, почти забывшие родителей и веру отцов, благодаря Войтыле возвращались к своим родственникам, оставались евреями. Многие из них живут сегодня в Израиле.
Думается, эти поступки очистили душу начинающего священника, высоко подняли ее в духовных мирах. И уж не потому ли он, ксендз провинциального городка, из страны, находившейся за железным занавесом, возглавил в конце концов римскую церковь? Возможно, благодаря жертвенности Кароль Войтыла стал первым папой — выходцем из Польши.
Мы надеемся, что нынешний понтифик продолжит линию своего предшественника, уже названного Великим. Но еврейский народ никогда не рассчитывал только на благоволение земных владык, сколь бы великими они ни были. Силу выжить, выстоять в земных испытаниях дает нам вера во Всевышнего, в заключенный с ним Завет, в наши ежедневные молитвы-жертвоприношения.
Янкл МАГИД, Израиль
Комментарии:
Гость
Один из солдат Отечественной войны тех страшных годин
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!