Ким Брейтбург Композитор, музыкант, аранжировщик
Ведущий передачи «Молочные братья», рок-музыкант и певец Игорь Сандлер снова в ночном эфире «Русской службы новостей» (РСН 107.0). Его гость — продюсер, композитор, музыкант и аранжировщик Ким Брейтбург, для творчества которого, как считают его поклонники, характерна высокая гражданская позиция. Ким поддерживает некоммерческие народные конкурсы. Созданные им группы «Ассорти» и «Премьер-министр» пользуются заслуженным признанием. Его песни «Лунная мелодия», «Петербург-Ленинград», «Цветы под снегом» и другие исполняют звезды российской эстрады. Возможно, не всем известно, что братья Меладзе своими нынешними успехами обязаны участию в их восхождении Кима Брейтбурга.
Игорь Сандлер знаком со своим гостем уже 30 лет. Они познакомились на первом советском рок-фестивале «Тбилиси–80». Тогда фестиваль собрал все ведущие рок-группы Советского Союза. В год «полуюбилея» Кима — в этом году ему исполнилось 55 лет — друзья вспоминают далекие 1980-е, знакомят радиослушателей с сегодняшним творчеством Кима Брейтбурга. Но сначала — факты биографии композитора.
Военно-детективная семейная история
– Мои родители познакомились в сталинском лагере в Республике Коми, — вспоминает музыкант. — Почему отца посадили? О, это отдельная военно-детективная история. Отец был в специальной группе, которую направили в конце войны в Грецию для подготовки прихода советских войск. В это время в Салониках высадился английский десант. В итоге группа отца задание не выполнила, и все молодые члены этой спецгруппы получили по десять лет лагерей. А я родился десять лет спустя — в 1955 году во Львове. Там отец устроился на работу — руководил серьезным бэндом. По иронии судьбы этот коллектив был при клубе МВД. В 1969 году мы оказались в Николаеве. Надо сказать, мы часто меняли города, потому что отец был непоседливым и азартным человеком. Может, именно от него мне передалась эта рок-н-ролльная жилка... Так вот, мы оказались в портовом городе на юге Украины, где было много меломанов, которые привозили не только жвачку, но и всевозможные диски. В этом смысле Николаев можно даже сравнить с Ливерпулем. Музыкальная жизнь в Николаеве кипела. Я познакомился в школе с ребятами, и мы начали играть рок-н-ролл. Нам тогда было по 16 лет. Слушали Beatles, Rolling Stones, Doors и других звезд того времени.
В 1978 году Ким Брейтбург создал легендарную группу «Диалог». Вот что он рассказывает о создании этой группы.
«Диалог» и его прогрессив-рок
– В 1978 году мы оказались в Донецке. На фестиваль рок-музыки «Весенние ритмы» в 1980 году в Тбилиси мы приехали от Донецкой филармонии. В советские времена можно было иметь прописку где угодно, а работать совсем в другом месте — гастрольная практика диктовала свои условия. В Тбилиси мы попали по рекомендации Донецкого джазового клуба. Хотя в то время мы играли не джаз, а в теперешней терминологии прогрессив-рок. Участие в этом фестивале повлияло на всю мою последующую жизнь: и гастроли, и узнавание группы начались именно после Тбилиси (на фестивале Ким был признан лучшим вокалистом, а его группа «Диалог» стала лауреатом фестиваля. — Т.Л.). Как точно сказал мой друг Игорь Сандлер, «это была своего рода культурная революция». Большая заслуга в организации фестиваля принадлежит Артемию Троицкому. А у нас после «Тбилиси–80» начались гастроли. Мы объездили почти всю страну, потом стали записывать виниловые диски, сначала подпольные, а потом и официальные. Мы выпустили три диска: «Просто», «Ночной дождь» и «Красный рок».
Как рождается музыка
– Меня многие поклонники спрашивают: как я создаю свои композиции и песни? Наверное, главное, чтобы было, что сказать людям. Как теперь говорят, чтобы был некий художественно сформированный месседж. Думаю, музыка может родиться по наитию, под влиянием чувства. А текст нуждается в осмысленной логической основе. В некоторых случаях я писал и текст, и музыку. Но чаще мы сотрудничали со многими известными поэтами. Я был знаком и с Марцинкявичюсом, и с Арсением Тарковским, на стихи которого написано много наших песен. Иногда я писал стихи сам, но делал это от безысходности, когда нечего было брать или когда нужно было нечто, не укладывающееся в рамки современной поэзии.
Взлеты и падения
В 1987 году первой из советских групп «Диалог» участвует в международном фестивале Midem в Каннах (Франция) и в этом же году с успехом выступает в Лондоне. Следуют гастроли в Испании, Италии, Швеции, Дании, Норвегии и в других странах. В Германии выходят две пластинки «Диалога». А дальше…
– Мы поехали в Скандинавские страны, а потом было предложение приехать на рок-фестиваль «Кэпитал-рэдио», — говорит Ким. — Эти фестивали проводятся ежегодно. На них съезжаются музыканты из Америки, Европы, да и почти со всего мира. Это была очень интересная поездка. Там мы познакомились с Чаком Бэрри. Не обошлось без сложностей, конечно. Тогда ведь еще были события в Афганистане, и на встречах в Лондоне нам задавали разные вопросы, на которые нужно было правильно отвечать. Потому что, если ответить неправильно, можно было уже никогда никуда не поехать. Было много статей в разных газетах, целый ворох которых теперь пылится на чердаке у меня на даче. У нас еще были гастроли в Германии. Там у нас вышли две пластинки с тем, что в Союзе не издавали. Мы записали «Две сюиты» на стихи Марцинкявичюса, передали запись в Германию, и там ее издали. А когда в 1992 году мы вернулись из длительных гастролей, то застали страну совершенно другой. Мы совершили ошибку, свойственную многим русским группам, — мы потеряли связь со страной. И в какой-то момент, когда мы очнулись, увидели, что страны-то, собственно, нет. Изменилась и музыкальная обстановка, стала побеждать откровенная попса, появился «Ласковый май» и прочее.
1992 год стал годом распада группы «Диалог». В изменившейся музыкальной атмосфере наше пребывание на сцене в прежнем качестве становилось бессмысленным. Ребята разошлись, кто-то остался в музыке, кто-то нет. Связь друг с другом мы до сих пор поддерживаем. Я вынужден был сменить профессию музыканта на профессию продюсера, аранжировщика, композитора. Стал продюсировать других, какое-то время продолжал заниматься братьями Меладзе. Мы записали такие песни, как «Лимбо», «Не тревожь мне душу, скрипка».
Вместо эпилога
В 1990-х Ким Брейтбург переехал в Москву, стал заниматься продюсированием групп «Браво», «Бахыт Компот» и др. С 1997 года работал с Николаем Трубачом и группой «Премьер-министр» в качестве продюсера и композитора, а также как автор музыки и текстов со звездами поп- и рок-музыки.
В 2006 году был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Последняя работа музыканта — мюзикл «Голубая камея», который он поставил в Уфе. «Это мюзикл о екатерининских временах, — поясняет Ким. — Герои — граф Орлов и княжна Тараканова. Либретто написал один из моих постоянных соавторов Карен Кавалерян, музыка моя. Балетмейстер — Николай Андросов из Москвы. Премьера уже была, и спектакль идет с успехом. Теперь мы хотим перенести его на московскую сцену».
А Игорь Сандлер попросил Кима Брейтбурга «стряхнуть пыль с газет с отзывами о гастролях группы «Диалог» за рубежом» и принести их ему. Он хочет организовать музей рока и собирает рецензии и отзывы тех лет.
Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!