«Евреи Карибского моря»

 Давид ШЕХТЕР
 28 октября 2010
 3464

Так называется опубликованная в Израиле книга Мордехая Арбеля, директора исследовательского института Всемирного еврейского конгресса. Оказывается, на островах Карибского моря существовали большие и богатые еврейские общины, остатки которых сохранились до сегодняшнего дня. Расцвет этих общин является уже достоянием истории, но анализ причин их упадка и запустения очень актуален для нас.

Первые евреи появились на островах в XVI веке. Это были потомки тех, кто после изгнания из Испании оказался в Португалии. Через несколько лет большинство беженцев были насильно крещены. Но после создания в 1547 году португальской инквизиции, превосходившей по своей свирепости даже испанскую, новые христиане, никогда полностью так и не отошедшие от веры предков, были вынуждены покинуть и эту страну. Большая часть переселилась в протестантские Голландию и Германию, а некоторые предпочли уехать как можно дальше — на край света. Тогда этим краем были острова Гаити, Ямайка, Кюрасао, Мартиника, расположенные в Карибском море.
Оказавшись в местах, где власти короля и инквизиции практически не было, евреи вернулись к своей вере и занялись ремеслами, торговлей, выращиванием тропических фруктов и производством сахара. Очень быстро они разбогатели, община увеличилась до нескольких десятков тысяч человек и пользовалась почти полной автономией. В ней были свои судьи, раввины, даже ешива. В те годы на островах процветала работорговля, Кюрасао одно время даже был перевалочной базой, где содержались и продавались африканские невольники. Но, несмотря на то что работорговля была необычайно выгодным делом, все сохранившиеся документы свидетельствуют: евреи участия в ней не принимали, поскольку это запрещено Торой. Они также практически не использовали труд невольников. Даже у хозяев крупных плантаций во владении никогда не было более одного-двух рабов. Евреи Карибского моря не только сами соблюдали шабат, на их плантациях и в мастерских также не работали по субботам. А своим христианским рабочим они давали возможность отдыхать и в воскресенье.
Среди евреев было немало и военных. Наиболее известный, Шмуэль Наси, стал военным комендантом Суринама. Во главе гарнизона острова, на четверть состоявшего из еврейских солдат, он в 1688 году отразил нападение французов. Были даже и пираты. На одном из Карибских островов до сих пор сохранилась могила еврейского флибустьера Хаима Бузагло де Паза. На его надгробном памятнике парадоксальным образом соседствуют изображение «Веселого Роджера» и Ильи-пророка. Кстати, надписи на памятниках делались на иврите и португальском.
Но еврейские пираты были курьезным исключением. Евреи Карибского моря, вернувшиеся после десятков лет к своей вере, соблюдали заповеди со всей тщательностью. Хроники сохранили интересный документ, свидетельствующий об этом. Оказывается, кошерное мясо доставлялось на Кюрасао из Нью-Йорка. Но уровень кашрута ньюйоркцев не подходил более ортодоксальным карибским евреям. В какой-то момент руководство общины Кюрасао направило письмо в Нью-Йорк с угрозой: если уровень кашрута не станет более высоким, община откажется от закупок мяса. Чем закончился этот конфликт, неведомо, но известно, что связи между евреями Карибов и Нового Света были очень тесными.
Сегодня это трудно себе представить, но процветающие общины островов помогали своим бедным братьям, строившим новую жизнь на Американском континенте. С островов пересылались немалые суммы, поддерживавшие многие общины американских сефардов, в обмен просили только одно — молиться за дальнейшее благополучие и процветание жертвователей. До сих пор во многих синагогах Нью-Йорка, в соответствии с многовековым обычаем, произносят такие молитвы. Сегодня они имеют особый смысл — на островах почти не осталось евреев. Сохранились синагоги, кладбища, но они стоят в запустении и потихоньку разрушаются. Одна из причин исчезновения карибской общины весьма актуальна для нас. Имя ей — беспричинная ненависть.
Испанские и португальские евреи, жившие на островах, с высокомерием относились к своим ашкеназским собратьям, бывшим и по материальному, и по социальному статусу намного ниже членов сефардских общин. Вместо того чтобы распахнуть свои дома и сердца перед соплеменниками, сефардские старожилы предпочитали сторониться их. Дело доходило до абсурда, и история с кантором из Амстердама является тому наглядным подтверждением.
В 1815 году из Голландии приехал на Кюрасао новый раввин и кантор — Иегошуа Пиза. Во время субботнего кидуша в синагоге Пиза произнес благословение над вином не с сефардским, а с ашкеназским произношением. Разгорелся грандиозный скандал, который закончился лишь тогда, когда Пиза, немедленно отстраненный от должности, навсегда покинул остров.
Связи между сефардами и ашкеназами не налаживались, межобщинных браков практически не было. Сефардская община, замкнутая сама на себя, дряхлела и вырождалась. Вместе с вырождением пришло и ослабление веры. Браки между членами общины и неевреями стали обычным делом. Сегодня на островах живут всего две тысячи почти полностью ассимилированных евреев, которые ничего не знают ни о своей религии, ни о своей славной истории.
Наши мудрецы говорят, что во времена Второго Храма евреи тщательно выполняли все заповеди. И тем не менее Храм был разрушен. Мудрецы объясняют это беспричинной ненавистью, которую испытывали тогда друг к другу евреи Эрец Исраэль. Закат общины евреев Карибского моря, произошедший не две тысячи, а всего двести лет тому назад, учит нас, что беспричинная ненависть по-прежнему обладает страшной разрушительной силой.
В первые годы своего существования современный Израиль также грешил этим пороком. К счастью, сегодня различия между сефардами и ашкеназами стираются.
Как-то в Реховоте я оказался в субботу в одной хабадской семье. Отец носил фамилию Тополь и говорил с сильным американским акцентом. А смуглая красавица мать явно принадлежала к общине выходцев из Йемена. «Кем вы себя считаете, — спросил я у детей, — русскими, американскими или йеменскими евреями?» — «Мы — израильтяне», — не задумываясь ответили они.
Давид ШЕХТЕР, Израиль
 

 



Комментарии:

  • 8 октября 2011

    Гость

    Где можно приобрести книгу "Евреи Карибского моря" Мордехая Арбеля?
    Анатолий из Тверии


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции