Александр Градский. Мастер о «Мастере и Маргарите»
…На своем юбилейном концерте Александр Градский вспоминал, что в конце 1960-х многое им сходило с рук. Когда он вместе с группой «Скоморохи» исполнял свою 17-минутную рок-оперу «Муха-Цокотуха», они произносили со сцены ее название так: «Муха — ЦК-тухес». А что касается кредо жизни, то российский рокер определил его еще 30 лет назад: «Вставать рано, ложиться поздно. И быть порядочным».
Передача «Молочные братья», которая еженедельно выходит в эфир «Русской службы новостей» (РСН 107.0), собирает, невзирая на поздний час, многих своих поклонников. На этот раз приглашенный гость побил все рекорды. Желающих задать вопрос Александру Градскому было столько, что, по словам Игоря Сандлера, рок-музыканта, певца и ведущего программы, он не мог сам как следует побеседовать с долгожданным гостем.
Масштаб личности Александра Градского, певца, композитора, одного из зачинателей рок-движения в Советском Союзе, настолько велик, что рассказать о нем в небольшой журнальной статье просто невозможно. Попытаемся остановиться лишь на отдельных фрагментах его яркой творческой биографии.
Первый рок-н-ролльный импульс
Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области в семье инженера-механика Бориса Абрамовича Фрадкина и выпускницы ГИТИСа Тамары Павловны Градской. В Москву семья вернулась в 1957 году. Несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (1963), все жили в восьмиметровой комнате на углу Фрунзенской набережной, в соседстве с еще девятью семьями.
С 1958 по 1965 год Саша Градский учился в музыкальной школе по классу скрипки у педагога В.В. Соколова. В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились так: математические дисциплины, физика и химия Александру не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в 13 лет написал свое первое стихотворение. Сашин дядя (брат Тамары Павловны) работал в Ансамбле народного танца СССР Игоря Моисеева, одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли в капиталистические страны. Из гастролей по Америке дядя привозил пластинки Элвиса Пресли, Луи Армстронга, саксофониста Стива Гетца. Благодаря этому Саша уже в 10 лет получил возможность слушать самую современную, по мировым понятиям, музыку. Сам Александр считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву. В 1964 году 15-летний юноша принял решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче — Александром Градским... Для достижения этой цели он приложил немало усилий: окончил ГМПИ им. Гнесиных (факультет сольного пения), учился композиции в Московской консерватории в классе Тихона Хренникова.
«Романс о влюбленных»
В середине 1960-х Александр Градский познакомился с музыковедом Аркадием Петровым, который работал в то время на радиостанции «Юность». На свой страх и риск Петров организовал студийные записи Градского и его группы «Скоморохи» на радио. Александр первым среди советских рок-музыкантов создал цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира — своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла.
В начале 1970-х режиссер Андрон Михалков-Кончаловский начинал работу над фильмом «Романс о влюбленных» и искал композитора. Аркадий Петров предложил кандидатуру 24-летнего Градского. Так как музыкант тогда еще не был членом Союза композиторов, Кончаловскому пришлось преодолеть мощное сопротивление советских чиновников. Но усилия режиссера были вознаграждены с лихвой. Градский в этом фильме не только сочинял музыку, но и исполнял вокальные партии. Вышедший в 1974 году фильм имел оглушительный успех и принес известность как режиссеру, так и создателю музыки к фильму. Музыкальный журнал Billboard объявил Градского «Звездой года» (Star of the year, 1974) «за выдающийся вклад в мировую музыку». Композиции Градского — «Любовь», «О дружбе», «Мы руки матерей запомнили навечно» (на стихи Натальи Кончаловской), «Песня о птицах» (на стихи Николая Глазкова) стали весомой слагающей успеха «Романса о влюбленных».
В 1976 году на экраны страны вышел фильм «Моя любовь на третьем курсе» (Казахстан, режиссер Юрий Борецкий). Музыку к картине написала Александра Пахмутова. В фильме звучали две песни на слова Николая Добронравова — «Как молоды мы были» и «Радостный строй гитар». Прошло много лет, о фильме давно забыли, а песня «Как молоды мы были» в исполнении Градского принесла ему всенародную популярность. И теперь, спустя десятилетия, музыкант исполняет ее на своих концертах
«Авантюра», или «Еврейская баллада»
В 1988 году Киевский театр балета (балетмейстер Г. Ковтун) ставит три балета на музыку Александра Градского («Человек», «Распутин», «Еврейская баллада»). Два последних спектакля были также поставлены в Театре балета на льду (худрук И. Бобрин). Гастроли этих спектаклей с большим успехом прошли в Европе и Америке.
В основе балета на льду «Авантюра», или «Еврейская баллада» — история Изгоя, которого выбрасывают из сумасшедшего дома, куда тот попал из-за своей национальной принадлежности. Главный герой, по замыслу создателей балета, олицетворяет судьбу еврейского народа, народа-мученика. В конце спектакля на лед выходит Изгой, который опять попал в сумасшедший дом. Там на него снова надели смирительную рубашку. Герой подходит к Торе (она находилась на сцене в течение всего спектакля) и низко кланяется ей…
«Золотой петушок»
Вокальные данные Александра Градского в полной мере раскрылись в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», где он исполнил партию Звездочета. Спектакль был поставлен в Большом театре в 1988 году, Градского пригласил дирижер оперы Евгений Светланов. С партией Звездочета, которая считается одной из труднейших в мировом оперном репертуаре, Александр Градский справился. Его собирались принять в труппу Большого театра. Но потом начались дрязги. Вот что рассказал об этом Александр Борисович*:
– Мы работали с великим Евгением Федоровичем Светлановым. Для меня это было счастьем — новый образ, новая работа, новые люди. И я не обращал внимания, что и как говорят в театре, что происходит. Я занимался вокалом, участвовал в спектакле. Кстати сказать, основные солисты Большого театра в то время не очень хотели работать со Светлановым в спектакле, потому что «Золотой петушок» — тяжелейшая опера. Но когда спектакль был готов, постановку приняли замечательно. И нас пригласили на гастроли в Японию. Вот тут и возникли солисты Большого театра: «Как это так? Градский какой-то там приезжает на ’’шевроле’’, в джинсах, наглый какой-то рокер». Мне позвонил Евгений Федорович и сказал: «Я их всех разнесу, чтобы они тебя не смели трогать». Я говорю: «Евгений Федорович, мы же с вами спортсмены». Он говорит: «Да». Я говорю: «Ну, их к чертовой матери». Он говорит: «Ну, да». И через месяц с чем-то Евгений Федорович сам ушел с этого спектакля. Потому что дрязги — это ужасно.
«Мастер и Маргарита»
К своему 60-летию (юбилей состоялся в ноябре 2007 г.) Александр Градский сделал себе замечательный подарок. Он закончил писать оперу «Мастер и Маргарита» (некоторые называют ее «рок-опера»). Градский исполняет в ней сразу четыре партии — Мастера, Иешуа, Воланда и Бегемота. Либретто также написал юбиляр, стихи Павла Грушко. Опера создавалась 30 долгих лет. «Макаревич надо мной просто ржал, — вспоминает Александр Борисович. — Он говорил, что я ему напоминаю иудейскую религию, в которой главное — ожидание Мошиаха, а не его приход. Он был уверен, что я буду писать эту оперу вечно, но так и не напишу. И когда я позвонил ему и сказал, что написал, он просто обалдел. А потом Андрей нарисовал обложку к диску и замечательные картины».
Эпилог
В 1980-е Александр Градский писал злые песни. Из-за этого его никак не принимали в Союз композиторов. Но в 1987 году это событие произошло. А в 2000 году Владимир Путин (тогда президент РФ) лично поздравил музыканта с присвоением ему звания народного артиста России.
Внешне Александр Борисович изменился мало — те же длинные волосы, темные очки. Хиппи. Но, оказывается, он особо не разделял миротворческую позицию американской молодежи 1960-х. Ему ближе был Михаил Светлов с его строками: «Добро должно быть с кулаками,/ Чтобы летела шерсть клоками».
…На своем юбилейном концерте Александр Градский вспоминал, что в конце 1960-х многое им сходило с рук. Когда он вместе с группой «Скоморохи» исполнял свою 17-минутную рок-оперу «Муха-Цокотуха», они произносили со сцены ее название так: «Муха — ЦК-тухес». А что касается кредо жизни, то российский рокер определил его еще 30 лет назад: «Вставать рано, ложиться поздно. И быть порядочным».
Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия
___________
* Из интервью с Владимиром Познером.
Комментарии:
Салий
Очень и очень интересно!!!!!!!!!!!
Почитайте когда будет время!))
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!