Уберите Бегина с денег!

 Лев АВЕНАЙС
 2 февраля 2011
 3114

Давным-давно, если не ошибаюсь, на излете «оттепели», Андрей Вознесенский написал эти стихи. Они запомнились. Аргументы поэта были весьма убедительными: «Я видал, как подлец мусолил/ по Владимиру Ильичу./ Пальцы ползали малохольные/ по лицу его, по лицу!» И завершал стихи молодой поэт страстной сентенцией: Уберите Ленина с денег, он — для сердца и для знамен…  

Владимира Ильича, конечно, жалко. Особенно когда по лицу пальцами мусолят. Американских президентов американцы «мусолят», и ничего. Английскую королеву, уж на что британцы ее почитают, но с денег не убирают. Поэтому или по другой какой причине большой общественной дискуссии тогда эти стихи не вызвали. Подумаешь проблема, Ленин на тортах и конфетных обертках был, а на деньгах уж если не сам Б-г, то сам Госбанк СССР велел.
Впрочем, поэта уважили, когда он уже и мечтать забыл об этом и больше не собирался беспокоить «товарищей из ЦК» такой оригинальной просьбой. С денег Ленина убрали. Правда, заодно большая часть человечества одновременно выбросила его и из сердца, и со знамен. Только в Мавзолее оставили.
Французская пословица гласит, что женщина может из ничего сделать три вещи: салат, шляпку и скандал. Израильские политики не очень сильны в изготовлении салатов и шляпок, но скандал они могут сделать из ничего. Как будто без «ничего» у нас реальных проблем нет.
Вот и сейчас давно решенная в России проблема ликов на купюрах ребром встала в Израиле. Кого или что изображать на новых купюрах, которые намерен выпустить Банк Израиля? Проблема эта не так проста, и страсти кипят уже не первый год.
Честно говоря, я не совсем понимаю, а точнее, совсем не понимаю, зачем на денежных купюрах вообще надо воспроизводить чьи-то портреты. Тем более на еврейских купюрах. Ведь еврейская традиция не зря запрещает изображать людей. «Не сотвори себе кумира». А человек на стошекелевой купюре — это уже какой-никакой, но кумир.
Признаюсь, я до недавнего времени понятия не имел, кто изображен на нынешних израильских купюрах. Никого из изображенных я уже в живых не застал, портреты их на улицах не висели, а имена давних премьер-министров и президентов для меня были пустым звуком. Тем более что политиков у нас не чтут, и все без исключения израильские премьеры за последние 18 лет были объектами уголовных расследований, да и два последних — перед нынешним — президента — тоже.
Только писатель Шмуэль Йосеф Агнон не вызывал у меня вопросов. Единственный израильский лауреат Нобелевской премии по литературе олицетворяет собой на купюре в 50 шекелей еврейскую духовность. Меня мучит вопрос: означает ли наличие на сотенной купюре изображения экс-президента Бен-Цви, а на полусотенной — Агнона, что Бен-Цви в два раза более ценен матери-истории, чем нобелевский лауреат?
Вообще, зачем на деньгах чьи-то лики? Вот на белорусских рублях, говорят, зайчики были изображены. Их так и называли «зайчиками». Честно скажу, зайцы мне милее Герцля. На евро тоже решили людей не печатать, потому что Черчилля, может, в Британии и почитают, но в Германии помнят, как он их бомбил. Поэтому украсили европейскую валюту символическими архитектурными сооружениями. Ничего. Люди не жалуются.
Я не знаю, чем руководствовалась специальная общественная комиссия во главе с отставным судьей, отбиравшая изображения для израильских купюр, когда выбрала для банкнот портреты Герцля, Бен-Гуриона, Рабина и Бегина. Почему именно их? Собственно, этот вопрос возникает и будет возникать всегда. Как в классическом психотесте — выбери имя, выпадающее из ряда. Герцль. Остальные трое жили в Израиле и были премьер-министрами. Тогда при чем тут Герцль? Еще раз вопрос: почему нет Хаима Вейцмана, хотя в каждом городе есть улица его имени? Почему нет Жаботинского, хотя опять же улицы его имени есть везде.
Естественно, решение комиссии по тем же соображениям, что возникли и у меня, вызвало уйму протестов. Обиделась интеллигенция: почему вообще политики, а не, скажем, литераторы? Взбеленились и феминистки: нас, женщин, проигнорировали. Даже стали говорить, что это уступка религиозным ортодоксам, которым, дескать, на изображение женщин даже смотреть нельзя. Думаю, что это поклеп на наших религиозных сограждан. Была у нас купюра в 10 шекелей с изображением Голды Меир, и ничего, в религиозных кварталах ее не гнушались. Деньги не только не пахнут, но и пола не имеют.
Короче, под напором деятелей культуры министр финансов отменил решение долго заседавшей комиссии и решил украсить купюры литераторами. Самолично составил табель о рангах израильской литературы: Рахель, Шауль Черниховский, Натан Алтерман и Хаим Нахман Бялик.
Но тут возразил управляющий Банком Израиля. Он переговорил с главой правительства, и они решили, что без политиков на купюрах все-таки никак обойтись нельзя. И предложили компромисс — 50 на 50: два политика на двух литераторов. Причем политики тоже должны быть компромиссные: один левый — Рабин, один правый — Бегин. А из литераторов оставить Шая Агнона (благо, он лауреат Нобелевки, и никто его заслуг оспорить не может), и Рахель, поскольку она заодно и по женской «квоте» проходит.
Меня лично сразил аргумент управляющего Банком Израиля в пользу изображения на купюрах Бегина и Рабина. Дело в том, что их портреты на деньгах будут иметь… большое воспитательное значение. Вот о воспитательной роли денежных купюр мне слышать еще не приходилось! Неужели американские школьники изучают историю по долларовым бумажкам?
Похоже, этим спорам наверху не будет конца. Хотя народу, по моему глубокому убеждению, все это глубоко до лампочки. Пусть хоть киноартистов на купюрах печатают, лишь бы этих купюр в кармане было побольше.
Но чтобы успокоить тщеславие политиков и поэтов, может быть, и впрямь лучше изобразить на наших купюрах фауну родного края? Например, национальную птицу Израиля — удода. Скажем, на сотенной купюре. И красиво, и символично. «Одолжи удода до получки». А что? Неплохо звучит!
Предлагаю также кандидатуры черепахи, ослика и верблюда (чтобы уважить национальные меньшинства).
А можно вместо политиков растения — символы еврейской традиции. Как раз четыре купюры и, соответственно, четыре символа Суккота: этрог, лист финиковой пальмы, мирт и ива.
Или, что очень будет отвечать духу страны, виды оружия, соответствующие родам войск: танк «Меркава», самолет F-16, автомат «Узи» и торпедный катер.
Да мало ли что можно изобразить такого, что всем будет по фигу! Правда, мне и политики по фигу. Я их на купюрах не рассматриваю.
Между прочим, семья Менахема Бегина категорически возражает против его изображения на купюрах. Может, и впрямь не хочет, чтобы «подлецы» мусолили по лику их близкого.
Так что, перефразируя Вознесенского, я требую: «Уберите Бегина с денег!» А точнее, не размещайте его на деньгах. Как, впрочем, и Рабина, и всех остальных.
Мне политики по жизни осточертели, так зачем мне они еще на купюрах? Да и писателей читать надо, а не на купюрах рассматривать.

Лев АВЕНАЙС, Израиль
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции