Игорь Костолевский: от героя-любовника до гоголевского Плюшкина

 Дмитрий Мельман
 2 февраля 2011
 12251

Что мы знаем о Костолевском? Вернее, что мы о нем думаем? Герой-любовник, красавец, баловень судьбы. Жена — француженка, а стало быть, наверное, и дом в Париже. В общем, такой, каких переиграл в кино множество: легкий, беззаботный, удачливый. Что Костолевский думает о себе? О, очень много!  Самоед, самокопатель, самоуничтожитель. Сомневающийся во всем и вся. В себе самом, в первую очередь. Оттого и крутится как белка в колесе, каждый раз меняя личину. Лишь бы не застояться, не закиснуть, не забронзоветь.

Фото Сергея Милицкого 

– Игорь Матвеевич, не так давно вы разменяли седьмой десяток. В советские времена многие мужчины вздыхали: «Эх, скорей бы на пенсию, хоть отдохну».
– Нет, это совсем не про меня. Во-первых, я не умею отдыхать. К сожалению, не умею. Я трудоголик. Меня ненавидят все мои партнеры — я очень люблю репетировать, мне нравится сам процесс. Это свойство моей натуры, моей индивидуальности. Я перфекционист, мне надо всё до конца знать, всё-всё-всё.
– Перфекционистам, наверное, сложно в жизни приходится — несовершенство сплошь и рядом.
– Сложно. Сплошь и рядом.
– И как на это реагируете?
– Страдаю. (Костолевский засмеялся.)
– Бедный артист! Что же заставляет Игоря Костолевского страдать? В кавычках, разумеется.
– Да даже не в кавычках. Но я почему сказал «страдаю». Я играл в пьесе Горина «Кин IV», и там у меня был монолог, когда я говорю: «Вы знаете, графиня, я в детстве любил одну девочку, а она любила другого». Тогда я прибежал к отцу и спросил: «Папа, я люблю девочку, а она меня не любит, что мне делать?» — «Что делать, сын? Страдать». Вот по этому принципу я и страдаю… Во всяком случае, если говорить о том деле, которым занимаюсь, мне хочется действительно быть профессионалом и как можно больше знать. Я часто говорю, что если бы у нас были какие-нибудь курсы повышения квалификации, я пошел бы на них обязательно. При том что у меня достаточно интересный репертуар, я не обделен ролями. За что благодарен своему главному режиссеру Сергею Арцыбашеву. Но, тем не менее, вот это желание все время раздвигать границы… Ведь если вы обратили внимание, я все время разные вещи играю, играть одно и то же мне не интересно. Мне интересно то, чего я не умею, чего еще не знаю.
– Станьте режиссером.
– Не стану. Потому что это дилетантизм. Я оканчивал актерско-режиссерский факультет у Гончарова, я вместе с режиссерами учился, и я все про это знаю. Я понимаю, что вы мне сейчас скажете: Станиславский был актером, Мильтинис был актером, да и многие другие. Но чаще всего это актерская режиссура, и это другое. А если говорить о режиссерской профессии, как я ее понимаю, то она особая, она очень отличается от актерской, она в противоположной стороне. И это совершенно не мое дело.
– А вы человек XX или XXI века?
– Кто знает… Могу повторить опять, как в одной пьесе сказано: «Я сам себе современник, я иду в ногу со своим временем».
– Что в жизни сегодняшней вас, «сам себе современника», раздражает?
– Да вы знаете, раздражает некоторая легковесность, гламурность сегодняшнего дня. Пошлость! Уровень пошлости сегодня, по-моему, немножко зашкаливает.
– Назовете эталон?
– Ну, пошлость, например, когда выступает какая-нибудь безголосая звезда, которая говорит: «Вы знаете, в моем творчестве…» И таких примеров очень много. Когда люди коверкают язык, чудовищно разговаривают. Когда нет подлинного интереса друг к другу. Я вам скажу, чего, наверное, сегодня не хватает. Не хватает уважительного отношения друг к другу и сердечности. И то же самое я часто вижу на экране. Там ходят люди с такой вроде бы свободой, но к подлинной свободе никакого отношения не имеющей. Люди — да, профессиональные, они демонстрируют свою умелость. Но это имитация умелости. Их поведение, то, как они существуют, как легко идут на смех, на слезы, — это не оплачено трудом души, это все очень на поверхности.
– А вы в 26 лет, после «Звезды пленительного счастья», когда вас пригласили в «Кинопанораму», не говорили: «Мое творчество…»?
– Никогда в жизни. Мне всегда хватало юмора не относиться к себе со скотской серьезностью. А этого как раз сейчас не хватает, самоиронии... Вы знаете, в нашем театре была Наташа Гундарева. Ее нет, и это невосполнимая пустота. Потому что это была такая личность мощная, она задавала такую планку! Она все расставляла на свои места. Когда уходят такие люди, а взамен пока не появляются, тогда все становятся администраторами собственной судьбы. Тогда все культовое, медийное, все гениальное. И все — вау!.. Но я ни в коем случае не хочу хаять это время, говорить, как было хорошо тогда и как плохо сейчас. Нет-нет. Вы знаете, замечательный питерский академик Пащенко сказал: «”Такое было время” — так говорят рабы и холопы. Время всегда плохое. А вот каким мы его сделаем, зависит от нас».
– Но о времени нынешнем. Вы по-прежнему играете 12–13 спектаклей в месяц?
– Нет, меньше. Спектаклей восемь.
– Из-за кино, или что-то другое?
– Из-за кино, из-за съемок.
– Значит, у вас по-прежнему нет собственного бизнеса?
– Нет.
– Почему? Вам бы пошло.
– Да мне много чего бы пошло, понимаете. Нет, я знаю, что произвожу на людей впечатление такого делового, успешного человека, благополучного, как я говорю, с трехразовым питанием на лице. Кого-то в чем-то переубеждать — глупо: как воспринимают, так воспринимают. Но бизнеса у меня нет.
– К сожалению?
– Нет, мне не жаль. Бизнес — совершенно не мое, я в этом ничего не понимаю. Пусть бизнесом занимаются те, кто умеет. Я вам хочу сказать, я никогда не был богатым человеком. Богатство само по себе меня как-то не занимало. Никаких суперзапросов у меня нет.
– Но сейчас, как ни крути, деньги — коэффициент успеха.
– Вот в этом весь ужас. Меня останавливает гаишник, он меня узнал. Спрашивает: «Где вы сейчас снимаетесь? А какой бюджет?..» Ну, бюджет ему просто необходимо знать. От того, что деньги сейчас приравниваются к успешности, многие просто дуреют, сходят с ума. Вот, дескать, на Западе все миллионеры. Но никто же не говорит о том, как люди на Западе работают, как они вкалывают. Как проклятые!
– Вы относительно недавно возобновили съемки в кино, где все-таки зарабатываются деньги. А до того что же, жили на одну театральную зарплату?
– Да нет, я где-то снимался, у меня было много выездных спектаклей, я ездил с концертами. В общем, как-то выживал…
- А было ли такое время, когда вы чувствовали себя потерянным, когда попросту растерялись?
– Вы знаете, это периодически происходит — когда ты вдруг теряешься, когда блуждаешь, как в лесу. Это жизнь, она вообще такая, и у меня были разные периоды. И достаточно тяжелые. Например, во время перестройки. Когда я ничего не играл, мне никто ничего не давал играть, мне тут вообще ничего не светило. И вдруг поступило предложение поехать в Норвегию, играть на французском и норвежском языках «Орестею». А я ни того, ни другого языка не знал. И я поехал, и я играл…
– Но это же авантюра чистой воды.
– А что мне было делать? Да, авантюра. Но я благодарю судьбу за эту авантюру. Потому что там я сыграл одну из лучших своих ролей. Потом было «В ожидании Годо» в Швейцарии, потом я попал к Штайну и играл у него. Но ситуация заключалась не в этом. А в том, что когда я уехал, тут же пустили слух, что я эмигрировал. Когда через полгода я вернулся, здесь меня никто уже не ждал. И мне, в общем-то, пришлось начинать сначала. Это было мучительно… Я уж не говорю о том, что когда я женился на Дусе (Консуэло де Авиланд. – Ред.), тут же сказали, что я тайно женился, во Франции. И живу во Франции. И тут не появляюсь. Полная чушь! Живу здесь, устал уже повторять…
– А сейчас можете думать на французском?
– Да я говорить по-французски не могу, не то что думать. Я понимаю по-французски. И если мне надо выучить роль, я ее выучу: хоть на французском, хоть на норвежском. И выучивал так, что своим партнерам — англичанам, американцам и французам — подсказывал текст, когда они его забывали.
– Выбор актерской профессии после двух курсов МИСИ — это, наверное, тоже авантюра.
– Абсолютная авантюра! Взял, пошел, с нуля. Потом меня Гончаров выгонял с тройкой с минусом. Надо было выживать, надо было становиться артистом — строителем у меня быть не получилось, меня забрали бы в армию. Вот такие экстремальные ситуации, преодоление страха. Ведь боятся-то все. Разница в том, что одних этот страх подавляет, а другие его преодолевают.
– Вы как-то сказали про себя: «Я неуверенный человек, который успешно преодолевает свою неуверенность».
– Ну, насчет «успешно» вы так уж серьезно не относитесь к словам артиста…
– О, я могу вам напомнить еще одну вашу фразу: «Я слишком умный для актера».
– Да, могло быть и такое… (Актер заулыбался.)
– Общение с Гончаровым добавило вам самооценки или, наоборот, принизило ее?
– Андрею Александровичу я благодарен. Благодарен за школу, благодарен за то, что не выгнал с первого курса. Он мне очень многое дал. Понимание театра как такового, театра как жизни. Конечно, у Андрея Александровича я претерпел и имел страданий очень много. Мой главный оппонент всегда был он. Я с ним в течение многих лет вел молчаливые диалоги по утрам в ванной: что-то доказывал, спорил, мне было важно, что он скажет. Ведь Андрею Александровичу по большому счету нужны были только два артиста: Наташа Гундарева и Армен Джигарханян.
– Поэтому на них он никогда не кричал?
– Он и на меня не кричал, дело не в этом. Дело в том, что я не входил в число его любимцев. И я прошел у него через всякое, прошел через боль. Но это ничто. Театр, он выше этого. Театр живет по другим законам, не по законам жизни. И обижаться на Гончарова мне не за что, я ему только благодарен. И чем старше становлюсь, тем больше. Гончаров дал мне школу. Школу жизни. И после него мне вообще ничего не страшно.
– О другой школе жизни. Игорь Матвеевич, вы по национальности еврей, и этого не скрываете. Национальная принадлежность — это важно для вас?
– Я к своему еврейству отношусь спокойно. Все равно я человек русской культуры, родился в России. И никакой экзальтации по поводу своей национальности у меня нет: ни в одну, ни в другую сторону. Но когда в моем присутствии начинают незаслуженно оскорблять людей моей национальности, говорить им гадости, в этот момент я вспоминаю, что я еврей. И при случае даю обидчику по морде.
– А в профессии не было проблем? Не притесняли?
– Да вы знаете, не то чтобы притесняли. Но когда я снялся в «Звезде пленительного счастья», а я там сыграл русского кавалергарда, вокруг меня часто собиралась компания антисемитски настроенных людей, и иногда это кончалось дракой. Но это антисемитизм, так сказать, на бытовом уровне. А сказать, что меня притесняли по еврейскому вопросу… Разве я похож на человека, которого можно притеснять?

Беседовал Дмитрий Мельман, Россия
Фото Сергея Милицкого  



Комментарии:

  • 3 марта 2017

    Ирина

    Обожаю этого актера! Красивый, умный, талантливый, харизматичный!

    Один из самых узнаваемых и ярких актеров нашего времени!


  • 28 августа 2015

    ГостьЛюдмила

    Костолевский привлекает цельностью натуры, самодостаточностью, мужским обаянием. Он внушает доверие, он порядочен. Это актер, у которого переживающая душа. Он близок мне по миропониманию. Если бы были знакомы, мы бы с ним подружились, мне он очень интересен.

  • 11 сентября 2013

    Гость Наталья

    Оченьсимпатичное интервью. Костолевский, действительно, весьма умный человек. Одно только царапнуло: Костолевский скорее всего, оговорился, а у журналиста, видимо, не хватило культурного багажа - и бедный Панченко превратился в Пащенко.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции