Крутые повороты Петра Подгородецкого

 Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия
 19 июля 2011
 5380

Поклонники передачи «Молочные братья» «Русской службы новостей» (РСН 107.0) каждую неделю с нетерпением ждут: кто придет к ведущему передачи рок-музыканту Игорю Сандлеру? На этот раз на радиоогонек заглянул Петр Подгородецкий — легендарный клавишник группы «Машина времени», великолепный музыкант. Оказалось, что Игорь и Петр дружат уже более 30 лет — со встречи на знаменитом рок-фестивале «Тбилиси-80». Имя Петра Подгородецкого зачастую связывают с самыми разными, порой скандальными историями. Как только о нем не отзывались: отвязный и разбитной блюз-хулиган, но при этом блестящий и эксцентричный шоумен. Соавтору музыки легендарного «Поворота» жизнь не раз задавала тот же вопрос, что и в песне: «Вот новый поворот... Что он нам несет — пропасть или взлет...» Попробуем в этом разобраться.

«Мой первый педагог заработал третий инфаркт»
Петр Подгородецкий родился в семье музыкантов и получил классическое музыкальное образование. В будущем, когда клавишник работал в различных рок-группах, зачастую он был там единственным профессионалом.
– Моя мама, Виктория Ивановна Подгородецкая, была эстрадной певицей, она всю жизнь проработала в Мос­концерте, — вспоминает музыкант. — У нее в трудовой книжке было всего две записи: «Поступила на работу» и «Вышла на пенсию». Мама очень любила музыку из «Серенады Солнечной долины». Она постоянно репетировала, в том числе с известным концертмейстером и пианистом Давидом Владимировичем Ашкенази. Все это происходило на моих глазах, так что профессионально я стал заниматься музыкой уже с шести лет. Меня отдали в капеллу мальчиков при Гнесинском институте. Через два года перевели в музыкальную школу поближе к дому. Там мне повезло с педагогами по фортепьяно. Правда, мой первый педагог заработал на мне третий инфаркт, и 7-й класс я уже заканчивал с педагогом-женщиной. Если первый учитель дал мне хорошую технику, которой я до сих пор и живу, то вторая научила вкладывать в игру больше чувств и эмоций. Я им обоим очень благодарен. В консерваторию я не пошел, так как попал в армию. Играл в оркестре, пел в хоре, руководил вокально-инструментальным ансамблем, вообще много чем занимался.
Когда я оканчивал третий курс в музыкальном училище при консерватории, объявили первый набор на джазовое отделение в Гнесинку. Я собрался туда поступать, пришел к себе в учебную часть, чтобы забрать документы. А к этому времени я, единственный из училища, уже два года пел в камерном хоре Московской консерватории. И летом мы должны были ехать в Италию на хоровой конкурс. Мне в училище сказали, что документы не отдадут. А я в то время запал на Оскара Питерсона. С трудом достал его «Джазовую школу», причем чуть ли не начальные уроки. Это был ксерокс не лучшего качества, и надо было ковыряться с лупой, чтобы разобрать ноты. А еще больше приходилось разбирать на слух. Причем когда я ставил пластинку, то сидел и плакал, потому что полагал — так я не сыграю никогда!.. Потом стал злиться: почему же не сыграю?! Пробовал — и получалось.

Эпоха «Поворота»
А потом мальчик с классическим музыкальным образованием стал рок-музыкантом. Рассказывает Петр Подгородецкий:
– После армии в 1978 году я попал в тусовку студии ГИТИСа, где познакомился с Андреем Макаревичем, Александром Кутиковым, Сашей Градским, группой «Високосное лето». Кутиков перетащил нас с Ефремовым из «Високосного лета» к Макару (Макаревичу. — Ред.), от которого в то время ушли Маргулис и Колагоев. Кутиков, будучи другом Макара, очень за него переживал и хотел его поддержать. Так я оказался в «Машине времени».
Отношения с легендарной группой у Петра складывались непросто — он дважды покидал «Машину времени». Сейчас его практически ничего не связывает с этой группой. Но то время, когда музыкант работал с Андреем Макаревичем, Петр вспоминает позитивно: «Первой и последней по-настоящему популярной в СССР (а не только России) группой была «Машина времени», — говорит Петр Иванович. — Наша музыка звучала в каждом городе и поселке, на каждой танцплощадке тысячи местных групп играли наши песни, на них выросло целое поколение людей, в том числе и музыкантов. Миллионы знали и любили нас. Покойный Майк Науменко, сам великолепный рок-н-рольщик, назвал то время эпохой «Поворота». И это было так!»

Концерт под пулями и танцы под «минус»
В середине 1980-х Петр Подгородецкий два года поработал с Иосифом Кобзоном. «Просто пахал, — уточняет он. — За два года — два выходных!.. Одно из ярких впечатлений тех лет — концерт в Афганистане. «Мы выступали на сопке, где из досок была сколочена сцена, — вспоминает Петр. — Все происходило в горах. Напротив, в нескольких километрах от нас — гора, а позади нас плац, на котором стояла установка “Град”. Мы выступаем, солдаты сидят, слушают. И вдруг прямо посередине песни они дали залп. И соседней сопки — как не бывало! Мы на сцене все присели, при этом продолжали играть, а Иосиф Давыдович пел. Но было очень страшно… Оказалось, что на этой сопке наши бойцы засекли противника».
А это — совсем другая история. Когда Подгородецкий расстался с Иосифом Давыдовичем, то собрал свой коллектив: он и четыре танцовщицы. «Плясали под “минус” все, и я тоже, — уточняет он. — У нас был хороший учитель, хореограф старой школы, который поставил нам номера со степом». Но эта курортная история вовсе не про танцы на сцене. А про то, как артистов выселяли из гостиницы. До этого Петр никогда не попадал в подобные истории — всегда вел себя прилично, как интеллигентный человек. Зато его танцовщицы оказались такими оторвами — как говорится, мама, не горюй.
«Дело происходило в Геленджике — лето, море, — рассказывает Петр. — Вдруг посреди ночи ко мне вбегает администраторша гостиницы с “халой” на голове, как положено в те годы, и заявляет: “Я ваших артисток выселяю!” Выяснилось, мои девушки напились и затащили к себе на второй этаж каких-то мужиков. Вот такая ситуация — руководитель коллектива, то есть я, тихо-спокойно сижу у себя на первом этаже, совершенно трезвый, смотрю телевизор, и тут — на тебе! А я думаю: куда же они пойдут, на панель, что ли? Тогда я предложил администраторше выселить меня, а девушек оставить. Меня и выселили. Слава Б-гу, что с нами в программе работал местный коллектив из Геленджика. Их руководитель приютил меня в своем доме».

Братья Бери российского розлива
В 2005 году Петр Подгородецкий и Роман Трахтенберг задумали новый оригинальный клубно-танцевальный проект — они решили запеть по-еврейски. Все начиналось весьма банально: «Когда мы познакомились с Трахтенбергом, то сразу нашли много общего — любовь к выпивке, женщинам, к игре в казино. Рома предложил мне этот проект, — говорит Петр. — Мы вспомнили детство, когда слушали “Сестер Берри”. Поняли, что сегодня как раз чего-то подобного и не хватает. Мы планировали петь вдвоем, танцевать, показывать разные сценки».
Петр и Роман называли себя «братьями Берри российского розлива», или дуэт «МорЖи» (морды жидовские). В конце 2005 года вышел альбом «МорЖи. Кошерные песни о главном». Туда вошли такие песни, как «Тум-балалайка», «Хава нагила», «Бублички» и другие лучшие еврейские композиции.

Еврейский синдром
Образ скандалиста буквально прилип к Петру Подгородецкому. Для этого были и объективные причины. Например, второй раз он ушел из «Машины времени» не по своей воле. «Меня попросту выгнали, — признается музыкант. — Было больно и обидно, потому что сделано это было в совершенно неприемлемой форме…» Когда вышла книга Подгородецкого «Машина с евреями», где он весьма жестко прошелся по своим коллегам, разразился скандал.
Разнообразие талантов Петра Ивановича не исчерпывается всем, о чем он вкратце рассказал радиослушателям. Еще он работал на радиостанции «Серебряный дождь» и на телевидении. Но и тут не обошлось без скандалов.
Когда Петр вел авторскую программу на «Серебряном дожде», то позволил себе выпустить в эфир стихотворение «История с гимном», написанное поэтом Вадимом Степанцовым. Все бы ничего, но стихотворение полностью состояло из мата. За это Подгородецкого со всей командой уволили.
Отношения с телевидением сложились более удачно, благо передача «История сбитого летчика» шла в записи, а не в прямом эфире. Сначала Петра пригласили в качестве героя, а потом предложили стать ведущим.
…О своем еврейском происхождении Петр Иванович долго не догадывался. Его семья была напугана событиями 1930-х годов, и от него скрывали, что он имеет отношение к «избранному народу». Тайное стало явным, когда Петр написал песню «Фрейлехс», позвонил маме по телефону и сыграл свое сочинение на рояле. А потом произнес: «Колись! Ну, не может русский человек написать такое за полтора часа!» Только тогда Виктория Ивановна призналась в еврейских корнях сына…
Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции