Беспроигрышная лотерея

 Янкл Магид
 19 июля 2011
 3106

Несколько недель назад на улицах израильских городов можно было заметить длинные очереди возле киосков. Стояли не за хлебом и не за противогазами, а за бланками лотереи. Еще бы, первый приз — 12 млн долларов, вскружил головы многим, и каждому казалось, будто счастливый жребий выпадет именно на его билет. Я смотрел на своих знакомых, взрослых, рассудительных, неплохо зарабатывающих людей, заполнивших несколько совсем недешевых бланков, и диву давался. Почему — расскажу чуть позже.

Понятие «жребий» встречается в Танахе довольно часто. При помощи жеребьевки Эрец Исраэль была разделена между коленами. Иегошуа бен Нун, потерпев военную неудачу, жребием определил, какое из семейств нарушило заповедь и привело тем самым к неудаче. Таким же способом воспользовался в подобной ситуации царь Шауль и был страшно поражен, когда жребий указал на его сына Ионатана. В Иерусалимском храме коэны распределяли между собой работы — право возносить жертвы — при помощи жеребьевки, а в Йом Кипур первосвященник определял жребием, какой из двух козлов ляжет на жертвенник, а какой отправится в пустыню для ужасной смерти на горе Азазель. В книге пророка Ионы, когда буря грозила погубить корабль, на котором пророк пытался убежать от Б-жьей воли, сообразительный капитан при помощи жребия точно определил, кто из пассажиров виноват в бедствии. Аман, да будет стерто его имя, жребием установил день, наиболее удобный для уничтожения евреев и, сам того не подозревая, подарил нам веселый праздник Пурим.
В «Шульхан Арух», главной книге еврейских законов, проблема жребия вызвала крепкий спор между двумя выдающимися кодификаторами — Моше бен Маймоном (Рамбам) и рабейну Ашером Альфаси (Рош). Ситуация выглядит так: четыре сына, получив от отца в наследство большое поле, разделили его на четыре примерно одинаковые части. Какому сыну какая из частей поля достанется, решает жеребьевка. Рамбам считает, что жребий является киньяном, то есть когда сын вытаскивает из корзины черепок с названием части поля, она автоматически переходит в его владение. Рош утверждает, что жеребьевка — не более чем способ раздела, а дальнейшее зависит от доброй воли сыновей. Если они захотят, то примут такое распределение и возьмут доставшиеся части в свое владение, а если не захотят, то будут спорить дальше.
Этот, казалось бы, чисто материальный вопрос послужил основой для очень важного раввинского постановления. Когда царь Николай I, будь проклята память злодея, издал указ о воинской повинности и еврейских детей стали забирать в кантонисты, на каждую общину была возложена обязанность выставить определенное количество рекрутов. Понятное дело, сразу начались споры, подкупы, протекция, ведь любая семья хотела спасти своего ребенка от ужасной участи. Раввины, основываясь на «Шульхан Арух», постановили решать вопрос жеребьевкой. Причем определяющим явилось мнение Роша, то есть после того, как жребий указывал на ту или иную семью, она должна была принять на себя эту тяжкую обязанность и самостоятельно, а не по принуждению отдать своего сына. Конечно, вокруг этого постановления разыгралась не одна трагедия, и далеко не все приняли точку зрения раввинов.
Однако Рамбам и Рош сходятся в одном: еврей не может принимать решения, касающиеся его жизни, при помощи жребия. Выбрать, какой из вариантов принять, он должен, основываясь только на разуме и логике. Если не способен решить сам — посоветуйся с друзьями, обратись к раввинам, но ни в коем случае не выбирай решение по воле случая.
Исключение составляет лишь так называемый жребий Гаона, способ устанавливать истину, оставленный нам знаменитым мудрецом и законоучителем рабби Элиягу, Гаоном из Вильны. Бросать жребий может только один из известных в своем поколении раввинов после нескольких дней поста и молитв. Производится он следующим образом: раввин берет Пятикнижие, изданное без комментариев и дополнений; получив вопрос, открывает наугад книгу и, не глядя, указывает пальцем на то или иное предложение. В нем должен содержаться ответ на заданный вопрос.
Раввины прибегают к «жребию Гаона» чрезвычайно редко, предпочитая выполнять процитированное выше мнение «Шульхан Арух» о «разумном» принятии решения. В последний раз «жребий Гаона» бросали в 1960-е годы при весьма трагических обстоятельствах.
После окончания Войны за независимость Иордания вернула молодому еврейскому государству тела защитников Гуш-Эциона, нескольких поселений под Иерусалимом, захваченных арабами. Тела пролежали в могилах довольно длительный срок, и опознать их было невозможно. Арабы, хороня убитых, даже не пытались заниматься идентификацией. Более того, они сорвали с них одежду и все, представляющее малейшую ценность, тем самым полностью уничтожив косвенные приметы.
При перезахоронении в Иерусалиме семьи погибших попросили опознать тела. И тогда известный иерусалимский праведник — раввин Арье Левин — прибегнул к «жребию Гаона». Результаты оказались совершенно удивительными: в каждом указанном раввином предложении содержался конкретный намек, а в ряде случаев даже было указано имя.
Но вернемся к моим солидным знакомым, как было обещано в начале этой заметки. Несколько лет назад мне на глаза попалась статья о людях, выигравших первые призы в лотереях. Для большинства из них выигрыш оказался роковым, сломавшим их жизнь. Огромные деньги вскружили головы, «счастливчики» пустились в разного рода авантюры, пали жертвой жуликов и шарлатанов. Рассчитывая быстро удвоить или утроить сумму, они в результате остались ни с чем, отдав за долги даже то, что было нажито многими годами тяжелого труда до выпавшей «удачи».
Наши мудрецы говорят, что деньги — это испытание для человека и Всевышний посылает выигрыш тем, кто должен пройти через такое испытание, исправить с его помощью изъяны души. Если человек лишен этих недостатков и знает, как обращаться с деньгами, он никогда не получит огромный приз.
На вопрос моих знакомых: «А ты купил билет?» — я всегда отвечаю, что уже выиграл. Ведь здоровье, счастливую семейную жизнь и друзей невозможно купить ни за какие деньги. Но их можно приобрести, следуя заветам Всевышнего, придерживаясь еврейских правил, называемых кашрутом, соблюдая законы семейной чистоты и строя свои отношения с людьми по законам Торы. И в этой лотерее выигрывает каждый участник.
Янкл МАГИД, Израиль
Иллюстрация Елены Флеровой



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции