Фильм «Евреи на земле» по сценарию Маяковского

 Леонид Терентьев
 18 августа 2011
 6491

…Горят после страшных погромов убогие хижины, заброшенные деревни, дома светятся пустыми глазницами окон. Грустная женщина в платочке, невеселая кудрявая девчушка. А вот местный рыночек, где неухоженная баба привычно ругается с торговцем. Тяжко, нет жизни в местечке. Единственный выход для евреев — переселение.

Вряд ли многие видели документальный немой фильм «Евреи на земле», снятый в 1927-м. Вот что об этой картине говорит российский кинодокументалист, двукратный лауреат Национальной кинематографической премии «Ника», обладатель приза Британской академии кино и телевидения Евгений Цымбал: «В 1920-е годы многие видные деятели культуры были увлечены идеей еврейской автономии. В члены ОЗЕТа (Общества землеустройства евреев-трудящихся) и КОМЗЕТа (Комитета землеустройства евреев-трудящихся) входили такие известные люди, как Соломон Михоэлс, Виктор Шкловский, Владимир Маяковский, Лиля Брик. Ими и был снят документальный фильм «Евреи на земле». Маяковский и Шкловский стали сценаристами фильма, режиссером был Абрам Роом, а организатором киносъемок — Лиля Брик. Она оказывала на Маяковского огромное влияние, и поэтому Маяковский принял участие в этой киноработе».
Фильм рассказывает об истории Крыма и еврейского многострадального народа. Снят был фильм по заказу ОЗЕТа для противодействия очередной разгоравшейся в те годы в СССР кампании антисемитизма.
После Первой мировой и Гражданской войн, разрухи и новых погромов, в которых погибли около 200 тысяч человек, почти два миллиона евреев покинули Россию. Оставшиеся оказались без работы и средств к существованию. Тогда и возникла идея переселить евреев на свободные земли юга Украины и Крыма, чтобы там заниматься сельским хозяйством. Тем более что расходы на обустройство брали на себя международные организации — только американский благотворительный фонд «Джойнт» выделил около 30 миллионов долларов.
Первая в Крыму земледельческая коммуна «Тель-Хай» появилась в 17 километрах от Джанкоя в октябре 1922 года на площади 2000 десятин (около 2200 га). В ней состояли 47 мужчин и 25 женщин. Чувство свободы, товарищества, радость совместного творческого труда помогали коммунарам в новых условиях. Вскоре там появились молочная ферма, птицефабрика, кузница, колесно-столярная, кожевенная и другие мастерские. Молодые люди (от 18 до 28 лет) без сельскохозяйственного опыта сумели создать образцовое хозяйство.
…Крупные, на весь экран, надписи: «С переселенческими билетами», «Со всех сторон стекаются оседающие на землю», «Заросшие бурьяном поля расчищаются для новых посевов», «Вол не понимает еврея, еврей не понимает вола» (колоритный труженик безуспешно пытается усмирить непокорное животное). Чуть позже другое: «Это было раньше. А теперь еврей понял быка и бык понял еврея».
Камера продолжает показывать нам быт и трудовую жизнь переселенцев: «Здесь живут полторы недели», «Коллектив “Работник”», «Здесь живут полтора года», «Колония “Заря”». Первый рожденный ребенок на руках у счастливой матери. Девочку назвали символически — Забудь Лихо. Освоение заброшенных земель в разгаре: появляются дома, колодцы, даже искусственное орошение.
Подробно показан быт «Икора», где ко времени съемок люди жили уже три года: «Крестьяне “Икора”», «Дети “Икора”», «Пионеры. Колониям и республике растет крепкая смена». В коллективе — 104 человека. Создан «Икор» (в переводе «Основа») в октябре 1923 года на площади 1600 десятин выходцами из с. Таганаш Джанкойского района, Геническа и Евпатории. Тогда это была территория Богайского сельсовета Евпаторийского района, ныне — с. Ромашкино Сакского.
После осмотра колоний съемочная группа организовала во дворе ОЗЕТа жаркий спор. «Чего я не видел в местечке?» — вслух размышляет бородатый мужик. И продолжает: «Я не видел хлеба. Здесь будет хлеб. Потому что есть вода, земля, трактор!»
«Итого переселено на землю около 100 тысяч евреев. Осталось сделать много больше», — завершает повествование фильм Всероссийского фотокинопромышленного акционерного общества «Совкино».
Уточним: к 1926 году в еврейских сельскохозяйственных поселениях Крыма трудились 4463 человека, был создан еврейский национальный Фрайдорфский район (от «Фрайдорф» — «Свободное село», затем Новоселовский район) и 32 еврейских национальных сельсовета.
Можно ли считать те коммуны прообразом будущих насильственно создаваемых советских колхозов? Вряд ли. Скорее — советским вариантом израильского кибуца — сельскохозяйственной коммуны с общностью имущества и равенством в труде и потреблении. В двенадцати таких кибуцах в Эрец Исраэль к началу 1920-х годов жили и трудились 805 человек.
Увы, ни герои, ни авторы этой ленты не знали, что уже вскоре начнется закат «золотого века» советского киноискусства — в марте 1928-го на первом Всесоюзном партийном совещании по кинематографии было сочтено необходимым выработать «четкую и выдержанную идеологическую линию». Все строже становились требования цензуры, росло число фильмов, запрещаемых к показу…
А в 1938 году полностью прекратилось и переселение евреев, Комитет по землеустройству еврейских трудящихся (КОМЗЕТ) в постановлении ЦК ВКП(б) был объявлен притоном для контрреволюционных элементов, еврейские районы и сельсоветы ликвидированы.
Был ли тот фильм художественным шедевром, судить ныне трудно. Но приведу один из отзывов наших современников: «Лично я оцениваю кино по критерию новаторства, выразительности и поэтому вижу в короткометражке много интересного. Во-первых, блестящий авторский состав (Роом, Шкловский, Маяковский, Брик)! Во-вторых, прекрасные и остроумные субтитры, которые передают строй еврейской речи, еврейскую народную логику и прочее. В-третьих, монтаж позволяет увидеть историю колонистов в развитии и сравнении. И наконец, фильм сильно бьет по антисемитизму!»
Вот на такие поиски и размышления подтолкнула меня 18-минутная документальная лента, 84 года назад созданная при участии Лили Брик и Владимира Маяковского.
Леонид ТЕРЕНТЬЕВ, Россия
Фотографии из фотоархива журнала «Трибуна еврейской советской общественности»



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции