Уроки истории — через объектив кинокамеры

 Леонид Гомберг
 21 февраля 2012
 2749

С Галиной Евтушенко мы познакомились в середине 1990-х: как-то перекинулись двумя-тремя словами в Музее кино на одной из регулярно проходивших тогда Недель израильских фильмов. В ту пору она только окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров и снимала картину об Александре Калягине. Через некоторое время произошло наше «второе знакомство», совсем уже не киношное. Дело в том, что Галина в течение многих лет возглавляет Благотворительный общественный еврейский фонд культурной помощи слепым и слабовидящим. Встречи членов этого уникального коллектива проходили в синагоге на Большой Бронной. По рекомендации друзей я привел туда свою слабовидящую маму. И не раскаялся. Галина Евтушенко и ее соратники стали проводниками света для этих людей. Впрочем, ее самоотверженная и плодотворная работа в фонде — тема, достойная отдельного разговора.

На встречах подопечных Галины часто появлялся замечательный человек — раввин синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган. Казалось, ничего особенного он не делал: просто говорил о еврейских праздниках, сдабривая свой рассказ колоритными хасидскими «майсес», делал подарки на Пурим и Хануку. Но его влияние на все происходящее было огромным… И Галина Евтушенко снимает картину «Раввин» (1999), этапную в ее творчестве. В ней она сумела отразить непростую судьбу этого удивительного человека, прожившего несколько жизней, вроде бы разных, но подчиненных одной-единственной цели — постижению Б-жественной сути нашего мира. Режиссер увидела, почувствовала и показала зрителю многогранность и вместе с тем цельность характера раввина, бывшего конструктора атомных подводных лодок. А на его примере рассказала о возрождении российского еврейства.
В 2002 году Галина Евтушенко снимает картину «И никто не узнает…» о судьбах воспитанников 2-го детского еврейского Пионердома имени III Интернационала, который существовал в Москве с 1923 по 1933 год. Среди сценаристов — известные кинодраматурги Я. Костюковский, Л. Рошаль, Л. Гуревич и сама Г. Евтушенко. Это была волнующая история о педагогах, посвятивших себя спасению и воспитанию еврейских детей, оставшихся без родителей в то непростое время. К моменту создания фильма еще были живы пятеро выпускников, и они присутствовали на премьере в Доме кино. Собравшиеся были тронуты до слез. Помнится, Иосиф Кобзон высказал тогда пожелание, чтобы все педагоги страны обязательно посмотрели эту картину. К сожалению, многие из воспитателей, как и директор того детского дома, погибли. Многие прошли через репрессии, и сегодня в лучшем случае от них остались только имена и фамилии. Евтушенко воскресила благодарную память об этих людях — такова была сверхзадача фильма.
Зрители, конечно, запомнили картины режиссера Евтушенко, жанр которых она определила как «двойной портрет в интерьере эпохи» и даже вынесла эти слова в название своих лент. Фильмы, посвященные Сергею Эйзенштейну и Всеволоду Мейерхольду, Николаю Эрдману и Ангелине Степановой, Михаилу Зощенко и Юрию Олеше (Галина выступила продюсером картины о двух замечательных писателях), не раз демонстрировали по телевидению. Судьбы этих выдающихся мастеров, непростые, часто трагические, приближенные одна к другой, сопоставленные, создают особенно высокое напряжение между полюсами, так что иной раз кажется, что ты подвергаешься риску быть обожженным яркой молнией их чувств и страданий.
В 2008 году Галина снимает, на мой взгляд, самую сильную из своих документальных лент — «Полустанок» (режиссеры Г. Евтушенко, Л. Гришин), через легенду о «зеленой палочке» рассказывающую обо всей жизни Льва Толстого. В центре картины — бегство из Ясной Поляны писателя, не выдержавшего разрушительного давления своего окружения, действовавшего буквально на разрыв в стремлении «приватизировать» учителя как свою интеллектуальную собственность, словно перед ними неодушевленная кукла. Именно неодушевленная, поскольку последней в их вполне земных расчетах была его мятежная, изболевшаяся душа.
Кто-то из критиков назвал фильм «расследованием». Авторы картины и в самом деле пытаются дойти до самой сути. Но расследование все-таки предполагает некий вердикт, а в картине его нет. Вероятно, авторы не хотели, чтобы в фильме звучал приговор: кто прав, а кто виноват, но все-таки авторская позиция заявлена весьма уверенно.
В картине использован обширный документальный материал, и если зритель намерен разобраться в проблеме, поставленной создателями ленты, ему предстоит серьезная духовная и интеллектуальная работа. Ведь исторические персонажи в картинах режиссера Евтушенко, их мысли, чувства, поступки достоверны и в то же время современны. Это взгляд нынешнего интеллектуала в совсем недавнее прошлое — конец XIX — начало XX века — и даже в недавний финал едва сгинувшего столетия. Это правда о них и в то же время — о нас, поскольку мы, сколь бы ни казались себе передовыми и прогрессивными, всего лишь их внуки и правнуки.
Фильм по сценарию Льва Рошаля «Новые времена, или Биржа недвижимости» (2008) — вторая игровая картина Галины Евтушенко. В минувшем 2011 году, когда в России отмечали двадцатилетие августовского путча 1991 года, лента оказалась активно востребованной. Ведь сюжет разворачивается на фоне переломных событий российской истории, когда страна, только что избравшая новый вектор своего развития, вдруг оказалась перед реальной опасностью быть отброшенной на десятилетия в прошлое. Конечно, ни герои картины, ни мы сами, переживавшие двадцать лет назад те дни, не подозревали, что участвуем в каких-то там судьбоносных событиях, определяющих ход российской истории. Кто-то просто шатался по улицам от нечего делать, кто-то пытался решить свои собственные совсем не великие задачи. Пожалуй, большинство москвичей удивились бы, если бы им тогда сказали, что от них зависит будущее страны.
Действующие лица картины — обычные люди, и происходящие события, бесцеремонно вторгшиеся в их жизнь, становятся либо помехой на их пути, либо, наоборот, подспорьем в их повседневных хлопотах. Главный герой фильма — молодой искатель счастья Вадим Таранов (артист Сергей Федотов), не особенно талантливый ученый и не слишком верный муж, — изо всех сил старается убить сразу двух зайцев: засветиться в рядах защитников Белого дома рядом со своим начальником, видным демократом ельцинской когорты, и заодно, воспользовавшись благоприятной ситуацией, провести остаток ночи у подружки.
Сначала вроде бы все шло как надо. Вадиму даже удалось убедительно обозначиться в репортаже с места событий одного из ведущих телеканалов, но потом один неосторожный поступок смешал все карты. Сами понимаете, не только Таранов искал в те дни свое маленькое счастье!
Неожиданные повороты в сюжете подталкивают действие картины к развязке, на первый взгляд, внезапной, но если вдуматься — вполне закономерной: в итоге каждый получает такой кусок пирога, который ему удается урвать. Время действия финальной сцены картины — опять судьбоносное: новогодний вечер 2000-го! Президент Ельцин досрочно складывает свои полномочия. Но новые времена уже не остановить, они вошли в плоть и кровь наших людей, еще недавно считавшихся советским народом.
В юбилейные дни августа минувшего года фильм Галины Евтушенко выглядел особенно актуальным. На экране прямо на наших глазах большая история рассыпалась на множество мелких страстей и страстишек, а потом вновь сплеталась в пестрое широкое полотно. Кто-то остро переживал минувшие дни, вспоминая бесконечное «Лебединое озеро» по ящику, бегающий взгляд и трясущиеся руки новоиспеченного вождя, танки на улицах города, совсем, между прочим, нешуточные, а кто-то, быть может, увлекся занятной интрижкой с неожиданной развязкой или, скажем, производственными отношениями в одном отдельно взятом НИИ. Но на самом деле он о том, что новые времена в том виде, в котором мы их себе создали, это и есть биржа недвижимости, где за неимением достойного товара его роль исполняем мы сами. Кто-то более успешно, а кто-то менее. Фильм говорит горькую правду: уроки истории нам пока усвоить не удалось.
Недавно Галина выиграла грант на создание документальной картины в музее «Яд ва-Шем», но он, к сожалению, не покрывает и десятой доли необходимых затрат. Вот уже семь лет она не может закончить фильм о Московской хоральной синагоге.
На что она надеется? На случай! Так, может, он наконец представится?
Леонид ГОМБЕРГ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции