Сергей Маковецкий. Негерой нашего времени
Когда перечисляешь самых ярких, востребованных на сегодняшний день актеров, российских актеров среднего поколения, обнаруживаешь совпадения — сразу несколько из них носят фамилию на букву «М»: Меньшиков, Машков, Миронов, Маковецкий… Сегодня расскажу о Сергее Маковецком. Из всех четырех он если не самый талантливый, то уж точно — самый непредсказуемый...
Странный по своей актерской природе. Есть какая-то загадка в его лице и всей психофизике. В случае с Маковецким даже трудно говорить об амплуа, ведь он способен быть всяким. Плюс ко всему он наделен ярко выраженной комичностью. Кто-то из критиков даже назвал Маковецкого «пустым сосудом, который можно заполнить чем угодно». Маковецкий никогда не боялся экспериментировать с новыми образами.
Самым неожиданным и шокирующим выбором Маковецкого стала роль первого русского порнографа, владельца подпольной садомазокиностудии начала ХХ века. Его герой наблюдает, как его отснятое «искусство» идет в народ.
Уже само начало актерского пути для Маковецкого было скандальным, его взлету способствовала специфическая слава Романа Виктюка, который тогда был культовым и запрещенным. Виктюк первый заметил Маковецкого, который стал для него любимым и самым лучшим актером. Во многом как артист Маковецкий в театре Виктюка и сформировался, но при этом большой удачей стало то, что он сумел уйти от Романа Григорьевича. Современному российскому кинематографу он стал просто жизненно необходим. В одной из его ранних работ, в фильме Киры Муратовой «Три истории», это «виктюковское прошлое» можно почувствовать.
В 1990-х годах он часто играл рафинированных интеллигентов-недотеп, его неврастеничный герой в фильме «Три истории» настолько мягкий и податливый, что не только не может отбиться от парней с нетрадиционной ориентацией, но и в целом отбившийся от жизни, безвольный неудачник. Все последующие роли объединяет какая-то напряженная внутренняя растерянность. С таких образов Маковецкий начинал в кино.
Актер создал в кино целую галерею интеллигентов и полуинтеллигентов с нелегкой судьбой. Критики даже писали, что он идеальный исполнитель ролей негероев. Недаром, когда Михалков снимал свой фильм «12», то на роль скромного и сомневающегося присяжного он пригласил именно Маковецкого. Михалков, возможно, даже и не смотрел фильм Киры Муратовой «Три истории», но именно от этого героя очень много унаследовано, хотя сколько лет уже прошло с тех пор. Бросается в глаза почти одинаковая одежда героев. Можно сказать, что герой Маковецкого из фильма «12» — это герой из «Трех историй», только 15 лет спустя. В фильме Михалкова есть момент, когда герой Маковецкого вспомнит те тяжелые годы.
Почти все герои Маковецкого на определенном этапе жизни приближаются к какому-нибудь пороку или полностью в него погружаются, как в случае с фильмом «Про уродов и людей». Эта внутренняя двойственность актера и привлекает режиссеров. В его актерской природе есть некая неопределенность. Он почти всегда играет персонажей с двойным дном. Как актер Маковецкий чрезвычайно пластичен и гибок, он может быть одновременно и злодеем и милашкой. Например, Павел Чухрай не зря пригласил Маковецкого сыграть шулера в своем фильме по пьесе Гоголя «Игроки».
В большей или меньшей степени тонкий комизм герою Маковецкого свойственен всегда. К этому располагает и сама внешность актера. Во всем его облике есть какая-то забавность и детскость. При этом в его лукавых и в то же время грустных глазах чувствуется второй и третий план. Можно сказать, что у него лицо клоуна, а глаза трагика. Маковецкий не устает удивлять и радовать нас новыми и неожиданными ролями. В телесериале «Ликвидация» Маковецкому досталась роль очень доброго человека — Фимы по прозвищу Полужид, бывшего вора-щипача, ныне добровольного помощника одесского угрозыска. Он так сыграл эту роль, что зрители никак не могли успокоиться, что герой умирает уже во второй серии. Фима продолжил список героев Маковецкого с двойной природой.
Снимаясь в кино, Маковецкий стремится удивить не только зрителей, но и прежде всего самого себя. Режиссер, приглашая актера на роль, всё равно отталкивается уже от созданного когда-то им образа. Но для артистов это заканчивается самоповторами и штампами.
Когда Балабанов предложил Маковецкому гротескную роль в фильме «Жмурки», тот очень обрадовался, потому что опять можно будет поэкспериментировать. В этом русском ответе Тарантино Маковецкий оказался удивительно органичным и естественным. Он доказывает, что комедия — это абсолютно его жанр. Алексей Балабанов говорит, что Маковецкого он будет снимать всегда, так как он из тех актеров, который в кадре может ничего не делать, но на него будет интересно смотреть. В фильме «Брат-2» у актера работы было не так уж много, он не сразу согласился на эту роль, но снялся.
За свою творческую биографию мягкий и деликатный Маковецкий сыграл немало злодеев, правда, чаще всего — злодеев с маньяческим налетом. В этом и есть его новое слово в российском кино. Тема зла оказалась для Маковецкого просто бездонной, но квинтэссенцией стала роль в балабановском фильме «Про уродов и людей», где герой Маковецкого — самый настоящий маньяк. В фильме есть эпизод, когда он смотрит на процесс съемки. Поражает его извращенно сумасшедший взгляд. Мертвые зрачки маньяка просто застыли на одной точке, а веки так ни разу и не сомкнулись. Не удивительно, что после такой роли Маковецкому предложили сыграть роль Чикатило. Тут актер наотрез отказался и даже сценарий выбросил на помойку.
Фильм «Про уродов и людей» определил для Маковецкого очень важную роль в его фильмографии — роль Душки в одноименном фильме Йоса Стеллинга (2007). Главный герой при всей своей обыденности должен быть как раз метафизическим персонажем. По сценарию он очень живой и естественный. В роли Душки, как и в роли эстета-маньяка, у Маковецкого почти нет слов, а это всегда для актера высший пилотаж. Йос Стеллинг очень верно определяет Маковецкого как актера: «актер, за которым кроется загадка и тайна».
Роман ОЛЕНЕВ, АТВ, Одесса
Комментарии:
Виктория
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!