Освобождение «убийц в белых халатах»: отклики

 Александр Локшин
 31 мая 2012
 3435

4  апреля 1953 года МВД СССР опубликовало сообщение по «делу врачей». В нем говорилось, что «в результате проверки установлено: обвинения, выдвинутые против медиков, оказались ложными. Привлеченные по этому «делу» врачи полностью реабилитированы». 6 апреля «Правда» поместила передовую «Советская социалистическая законность неприкосновенна», в которой заявлялось, что «дело врачей» было «призвано разжечь чувство национальной вражды».

Эти публикации официально положили конец самой крупной антисемитской кампании сталинского режима, которая, если бы не смерть тирана, могла стать прелюдией «к окончательному решению еврейского вопроса» — теперь уже в Советском Союзе.
Государственный антисемитизм первоначально носил скрытый характер, он проявлялся в кадровой политике, увольнении евреев из органов государственного и партийного аппарата, организованном убийстве лидера советского еврейства Соломона Михоэлса, которое было официально представлено как несчастный случай. Тайным был и арест, суд и расстрел членов Еврейского антифашистского комитета. Не афишировались властями закрытие еврейских театров, издательства, арест почти всех деятелей еврейской культуры. Пиком послевоенного государственного антисемитизма стало «дело врачей». Аресты известных евреев-медиков начались в 1950 году, но достоянием широкой публики они стали после публикации 13 января во всех ведущих советских газетах сообщения ТАСС. «Некоторое время тому назад органами госбезопасности была раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза. Врачи-преступники старались в первую очередь подорвать здоровье советских военных кадров. Однако арест расстроил их злодейские планы, и преступникам не удалось добиться своей цели. Установлено, что все эти врачи-убийцы, ставшие извергами человеческого рода, растоптавшие священное знамя науки и осквернившие честь деятелей науки, состояли в наемных агентах у иностранной разведки». Сообщалось также, что большинство участников этой террористической группы — М.С. Вовси, Б.Б. Коган, А.И. Фельдман, А.М. Гринштейн, Я.Г. Этингер и др. — были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт». Арестованный Вовси заявил следствию, что он получил директиву «об истреблении руководящих кадров СССР из США от организации «Джойнт» через врача в Москве и известного буржуазного националиста Михоэлса. Следствие будет закончено в ближайшее время».
В тот же день в «Правде» под заголовком «Подлые шпионы и убийцы под маской врачей» была опубликована редакционная статья, которая положила начало шумной кампании в печати. 21 января 1953 года все газеты поместили указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Ленина врача Л. Тимашук «за помощь, оказанную правительству в деле разоблачения врачей-убийц». Разоблачение «убийц в белых халатах» вызвало одновременно чувства ужаса, страха, паники и агрессии у миллионов людей.
Какова же была реакция населения, которому буквально менее чем через два месяца было заявлено, что в результате проверки выяснилось: врачи были арестованы неправильно, без каких-либо законных оснований, и что все показания врачей были получены при помощи недопустимых приемов следствия? Об этом писали многие современники. Зиновий Шейнис вспоминал: «В тот памятный день у подъезда толпились дворники нашего дома. Соседка по подъезду, завидев меня, помахала газетой и, обращаясь к дворникам, громко, чтобы и я услышал, сказала: «Он хороший. Они все хорошие…»
В начале 1990-х, когда были приоткрыты некоторые архивные фонды, я просматривал документы бывшего архива ЦК КПСС и, в частности, письма трудящихся, направленных в «Правду» в связи с освобождением врачей. Выдержки из писем свидетельствовали о том, что беспрецедентное решение властей, признавших свою «ошибку», спровоцировало всплеск самих разных настроений и оценок. О каком-либо единомыслии даже в условиях сохранявшегося тотального страха не было и речи.
В моем распоряжении оказались так называемые секретные сводки писем в «Правду» за подписью главного редактора Д. Шелепина, которые были направлены в ЦК на имя Н.С. Хрущева. Эти сводки настроений трудящихся предназначались для прочтения секретарями ЦК. О том, что они прочитаны, свидетельствуют подписи Н. Хрущева, М. Суслова, Н. Поспелова, Н. Шаталина, а также пометки на текстах самих сводок.
Абсолютное большинство авторов писем, написанных евреями, благодарят партию и «родное советское правительство» за восстановление справедливости. Но были и другие письма. Авторы этих корреспонденций нередко не называют своих имен. Такие письма, часто коллективные, решительно не приемлют реабилитацию врачей. Все эти послания имеют ярко выраженную антисемитскую направленность. Они неизменно касаются не только «дела врачей», но и их отношения к евреям в Советском Союзе. В каждом из них расхожие стереотипы: «евреи не работают сталеварами, в шахтах, избегают колхозов». «Как могло случиться, что еврейские семьи могут пользоваться всеми благами, созданными рабочими мозолистыми руками?» — с негодованием спрашивает автор анонимного письма из Московской области. «Евреи живут за счет остальных народов нашей страны», — убеждены рабочие из Краматорска. «Евреи были в наших глазах паразитами и будут такими», — заявляет другой анонимный корреспондент. «Все евреи — обманщики и жулики», — таково мнение рабочего завода «Серп и молот» из Москвы.
Для авторов этих писем «дело врачей» является, по сути «делом всех евреев». И поскольку все евреи вместе взятые «виновны», преступления евреев-врачей не нуждаются в каких-либо особых доказательствах. Тем более, что «врачи-убийцы» сами во всем признались. «Вы считаете, что ли, эти профессора полностью реабилитированы? Но кого можно в этом убедить… Неужели их мучили так, как мучили девочку Зою или Лизу Чайкину*, этих стойких настоящих патриоток» (из письма А. Савельева из Москвы).
Подобный мотив повторяется в нескольких письмах: «Даже жестокие пытки не сломили волю героев-комсомольцев и не дали фашистам желаемых признаний», — писали студенты из Ярославля. «Как же наши простые люди стояли за правду и молчали, когда им выжигали звезды на теле или отрезали части тела?» — заявлял аноним из Москвы. Реабилитация врачей воспринималась этой частью населения как результат еврейского влияния и проникновения в высшие эшелоны власти. Отсюда характерный вывод: сообщение МВД «написано или еврейской рукой, или под влиянием еврейского вдохновения».
Реабилитация врачей воспринималась антисемитами как личное унижение. «Я молодой советский инженер. После того, как я прочитал в вашей газете сообщение об освобождении врачей-вредителей, у меня было ощущение, что я получил пощечину». Авторы ряда подобных корреспонденций готовы на смелые действия протеста. В письме группа студентов юридического факультета Львовского университета заявляла, что если Тимашук не дадут слова, то они «объявят поход» в ее защиту. Тимашук «награждал Сталин, а Сталин — это правда».
Однако не только традиционный юдофобский набор рассуждений и мифов содержат эти письма. В данных откликах встречаем и нестандартные, новые идеи, вошедшие в арсенал антисемитствующих интеллектуалов более позднего времени. Анонимный автор, более свободный от насаждаемой десятилетиями сталинской зашоренности, заявляет: «Великое дело начало наше правительство. Но почему же этот акт мирового значения начался с возвеличения кучки евреев и унижения русских? Сколько жертв репрессий 1933–1934 и 1937–1938 годов еще находятся в лагерях, но не их в первую очередь реабилитировали. А кучку евреев!»
Письма антисемитского характера составляют не менее 35% от общего числа всей нееврейской корреспонденции. Анализ сводок писем в секретариат ЦК при сравнении с другими имеющимися в распоряжении историков источниками показывает, что корреспонденции в «Правду» в апреле 1953 года репрезентативно отражали настроения в обществе. Официальное сообщение о невиновности тех, кого называли не иначе как «убийцами в белых халатах», потрясло буквально всех в Советском Союзе. Сообщение о «невиновности евреев», а именно так оно было воспринято многими, противоречило ментальности этих людей, сформированной традиционной антисемитской мифологией, усилившейся как результат нацистской пропаганды во время войны и известных действий сталинского режима, особенно в послевоенные годы.
Вместе с тем изучение содержания этих писем позволяет поддержать утвердившееся в современной историографии мнение, что традиционный антисемитизм в России был не только государственным, но и имел серьезную опору в сознании народа, особенно в периоды политических и экономических катаклизмов. События начала апреля 1953 года стали началом сложного и противоречивого процесса десталинизации режима и общества, не завершившегося и по сей день.
Александр ЛОКШИН, Россия
______
*Зоя Космодемьянская и Лиза Чайкина — погибшие во время Великой Отечественной войны партизанки, символизирующие советский героизм и патриотизм.



Комментарии:

  • 15 февраля 2015

    Гость

    Cтранно, что сих пор люди пишут и пишут про человека, который не был человек! Это существо волк шизофреник или бешеный волк. Все свои преступления он тщательно скрывал,или перекладывал на других лиц, все достижения присваивал себе с помощью банды НКВД! Ему даже во-время жизни и после удалось уничтожить что касается своих преступлений и своей уголовной деятельности! Прирождённый уголовник!


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции