Валентин Серов. Линия жизни

 Ольга Биантовская
 31 мая 2012
 4967

В Москве, в Государственной Третьяковской галерее, до 20 мая проходит выставка графических произведений Валентина Серова, названная «Линия жизни». Выставка уникальна тем, что в представленных работах можно проследить не только творческий путь художника, но и этапы создания великих живописных полотен. Подготовительные эскизы к живописным портретам, историческим картинам и театральным декорациям ценны сами по себе: в них художник намечает композиционное решение и ту степень психологизма, которая присутствует в окончательных работах. Кроме того, графические произведения в большой степени составляют творческое наследие Валентина Серова. Это, например, карандашные портреты Е.Г. Мамонтовой (1887), К.С. Станиславского (1908), И.М. Москвина (1908), пастельный портрет К.Д. Бальмонта (1905), многочисленные автопортреты.

Валентин Серов родился в 1865 году в музыкальной семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семеновны Серовой, урожденной Бергман. Валентина Семеновна происходила из еврейской семьи, ее родители держали в Москве небольшой магазин. В возрасте 15 лет она стала стипендиаткой Русского музыкального общества и затем поступила в Петербургскую консерваторию. Однако в скором времени перешла в ученицы будущего мужа, известного композитора и музыкального критика. Валентина Серова, в частности, известна тем, что стала первой в России женщиной-композитором. Супруги дружили со многими знаменитыми художниками, скульпторами, поэтами, писателями — Ильей Ефимовичем Репиным, Марком Матвеевичем Антокольским, Иваном Сергеевичем Тургеневым, Федором Михайловичем Достоевским. Таким образом, Валентин Серов с раннего детства вращался в артистической среде, общался с художниками и литераторами, участвовал в семейных спектаклях.
По воспоминаниям его матери, маленький Тоша, как его называли в семье, особенно радовался встречам с живописцем Николаем Николаевичем Ге: тот охотно рисовал при нем лошадей, которых маленький мальчик очень любил и сам пытался подражать рисункам художника. Именно с зарисовок животных началось увлечение юного Серова изобразительным искусством.
Позднее, уже после смерти мужа, Валентина Семеновна Серова берет сына с собой в Мюнхен, где она продолжает музыкальное образование. В Германии мальчик рисует под руководством немецкого художника Карла Кёппинга, посещает музеи и мастерские, а когда мать во время поездки в Рим показывает его рисунки скульптору Марку Матвеевичу Антокольскому, тот настоятельно рекомендует ей отдать сына на обучение Илье Ефимовичу Репину.
С 1874 года Валентин Серов становится учеником Репина и остается им на протяжении всей жизни. Великий художник самым положительным образом отзывался о его успехах: «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, что я заставлял его иногда оставить ее и освежиться на балконе перед моим большим окном… В мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело… Я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве. Да, это была натура!»
Юный художник рос замкнутым, молчаливым подростком, эти черты и впоследствии были характерными для его личности. Уже в 1911 году он исполнил свой автопортрет в виде шаржа с названием «Скучный Серов»: на нем художник изобразил себя в профиль, в шляпе, закрывающей часть лица, с сигарой, руки в карманах, и немного ссутулившимся. Четкие линии мастерски обрисовывают силуэт. Глаз не видно, но поза проникнута психологической характеристикой внутреннего ощущения автора.
Однако в жизни Валентина Серова было множество радужных моментов, и они связаны, прежде всего, с пребыванием на даче Мамонтовых в Абрамцеве, дружбой с их сыновьями и, конечно же, с занятиями рисованием, которым юный Серов посвящал почти все свое свободное время.
Более десяти лет с Серовым занимался И.Е. Репин, и в дальнейшем он всегда направлял его художественные искания в нужное русло и помогал раскрыться его дарованию. Он же подготовил художника к поступлению в Академию художеств, где Серов с 1880 года был вольнослушателем, а в 1882 году стал учиться на бесплатном отделении. В Академии его учителем был прославленный педагог Павел Петрович Чистяков, мастер исторической, жанровой и портретной живописи. В Академии он познакомился и надолго подружился с художниками Михаилом Александровичем Врубелем и Владимиром Дмитриевичем Дервизом. С именем последнего связаны сезоны, проводимые друзьями в его имении Домотканово, где Серов создал множество великолепных портретов и пейзажей.
Одним из первых значительных карандашных портретов, исполненных Серовым, можно назвать портрет его матери, написанный в 1880 году. Уже в нем художнику удается отразить главные черты ее характера. Прямой сосредоточенный взгляд выдает в ней волевого человека. По воспоминаниям современников, Серову была присуща способность правдиво передавать главные стороны личности портретируемого. Его работам свойственны глубокий психологизм, точность трактовки характера, который художник передает с помощью композиционных средств и виртуозного наложения цвета (в живописи) или светотеневых нюансов (в графике).
Многочисленные портреты, исполненные Серовым, поражают своей композиционной простотой и нежностью цветовых переходов. Таковы знаменитый портрет старшей дочери Мамонтовых — одиннадцатилетней Веры, — известный как «Девочка с персиками», 1887 года, написанный в Абрамцеве; портрет кузины Марии Яковлевны Симонович («Девушка, освещенная солнцем, 1888), созданный в Домотканове; потрет Надежды Яковлевны Дервиз (Домотканово, 1888).
В 1889 году Валентин Серов женится на Ольге Федоровне Трубниковой. С ней он познакомился через родственников своей двоюродной сестры Надежды Яковлевны Симонович. Ее отец, врач Яков Миронович Симонович, несмотря на многочисленное семейство и небольшой достаток, удочерил тринадцатилетнюю девочку Ольгу, оставшуюся сиротой после смерти одной из его пациенток. Из-за частых поездок матери за границу семья Симоновичей стала для Валентина Серова вторым домом. Со временем его собственная семья тоже увеличилась: у Серовых было четыре сына и две дочери. Одним из известнейших полотен по праву можно назвать картину «Дети» (1899), на которой художник изобразил двух своих сыновей на даче художника Василия Васильевича Матэ, глядящих на Финский залив. В картине передана вся прелесть их детской непосредственности. Один мальчик самозабвенно смотрит на море, второй обернулся и задумчиво устремил взгляд на художника, тем самым подсказав отцу прекрасное композиционное решение. Светлые рубашки сыновей тонко перекликаются с белыми барашками на морской глади, картину характеризует нежная цветовая гамма.
Художник мастерски работает с тончайшими цветовыми нюансами, используя все богатство колорита, передает движение воздуха, игру солнечного света, тональные средства участвуют в отражении точной психологической характеристики натуры. Его приемы близки разработкам импрессионистов, но с их творчеством он познакомился гораздо позже, и в отличие от них Серов стремился как можно убедительнее передавать живую реальность, а не мимолетное впечатление от нее.
К середине 1890-х годов Серова называют «королем портретистов». Он как никто умеет раскрыть характер человека и отразить художественными средствами его личность. В портрете Федора Ивановича Шаляпина (1905), написанном углем и мелом на холсте в свободной эскизной манере, темный силуэт великого певца выделяется на светлом фоне. Лаконичные линии в сочетании со штриховкой выстраивают композицию. Благодаря утонченному психологизму, на взволнованном, одухотворенном лице Шаляпина отражен внутренний мир артиста. Художник передает черты, характерные для творческой личности, уверенной в силе своего гения.
Один из великолепных портретов — портрет Генриетты Леопольдовны Гиршман (1907), жены московского фабриканта Владимира Осиповича Гиршмана. Серов изобразил светскую красавицу в богатой обстановке дамской комнаты. В технике темперной живописи художник преподносит зрителю ее стройную фигуру, передает блеск хрустальных флаконов на туалетном столике, деревянную фактуру мебели. Матовая поверхность картины убедительно изображает нежно-розовый цвет лица женщины, аристократическую бледность ее рук, которая перекликается с белоснежным пушистым шарфом из горностая на ее плечах.
Среди заказных работ Серова — семейный портрет императора Александра III (1892), портреты императора Николая II (1900), великого князя Павла Александровича (1897) и других членов царской фамилии.
Валентин Серов подходил к написанию каждого своего произведения с одинаковой степенью ответственности и трудолюбия. По воспоминаниям его дочери Ольги, он «безжалостно уничтожал свои собственные работы, если они его не удовлетворяли». Она вспоминает, как однажды он «переписал совершенно законченный портрет на новый холст только потому, что ему не понравилась блестящая поверхность фона, не тон, а качество поверхности, и он, взяв новый холст, сделал фон в том же тоне, но темперой, и вновь написал весь портрет».
Незаконченным остался портрет княгини Полины Ивановны Щербатовой. Серов успел лишь сделать несколько эскизов и наметить композицию. В возрасте 46 лет, в 1911 году, художник скончался от внезапного сердечного приступа, оставив нам великое наследие человека, обладавшего, по утверждению своих учеников, абсолютным видением цвета.
Ольга БИАНТОВСКАЯ, искусствовед, Москва



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции