Бесславные ублюдки

 Ведущий рубрики Роман ОЛЕНЕВ, АТВ, Одесса
 27 июля 2012
 4822

Как известно, значимость любого режиссера определяется тем, что он должен обладать уникальной, им же разработанной киноэстетикой. Найти свой стиль, свой киноязык для режиссера оказывается настолько важным делом, что потом ему позволительно снимать как бы один и тот же фильм. В том смысле, что повторять однажды найденные киноприемы. К таким культовым режиссерам относится и Квентин Тарантино, снявший в 2009 году фильм «Бесславные ублюдки» по своему сценарию.

На первый взгляд может показаться, что эта работа — переломная в творчестве режиссера, ведь он не просто погрузил сюжетную интригу в конкретный исторический период, а ступил на очень серьезную территорию — действие фильма проходит во время Второй мировой войны. Тарантино был бы не Тарантино, если бы и здесь не применил свой фирменный стиль, замешанный на насилии и разговорном фарсе. Его герои, прежде чем устроить кровавую пальбу, ведут размеренно глубокомысленные диалоги со специфическим, чисто тарантиновским юмором. Сам Тарантино подчеркивает, что снял развлекательный фильм, во многом ориентируясь на спагетти-вестерны, при том, что тему выбрал совсем не шуточную — борьба с фашизмом.
В этом смысле режиссер вновь, как и в «Криминальном чтиве», проявил себя новатором. Помимо крови, фильм «Бесславные ублюдки» еще больше, чем кровью, наполнен намеренно затяжными и цинично-юмористическими диалогами. На этот раз они ведутся вокруг очень непростой темы — противостояние евреев и немцев. В этих рассуждениях один из главных персонажей пользуется образами животных, что тоже заставляет вспомнить диалоги из «Криминального чтива». Тарантино продолжил развивать излюбленную тему — тему мести. Она в его фильмах является той пружиной, которая толкает и раскручивает сюжет.
Режиссера всегда волнует не месть как таковая, а то, как она реализуется. Тарантино с какой-то особой эстетствующей озабоченностью подыскивает для своих героев орудие мести. Наделив одного из евреев по кличке Жид-Медведь садистско-дебильной жестокостью, Тарантино оказал евреям медвежью услугу, потому что образ патологического мстителя не может восприниматься зрителем как героический или привлекательный. Тем более, что у офицера-немца при встрече смерти не дрогнул ни один мускул на лице. И есть опасность, что кто-то из зрителей будет симпатизировать именно фашисту.
Особенность фильма Тарантино в том, что говоря о еврейской мести, режиссер абсолютно не озабочен тем, чтобы показать евреев благородными в своем мщении. Но при этом Тарантино — на еврейской стороне. Тарантино так и говорит, что снял военную сказку о том, как сбывается самая заветная еврейская мечта: отмщение. Откровенно агрессивная позиция автора не всем пришлась по вкусу как в Европе, так и в Америке. Дошло до того, что кинообозреватель авторитетного журнала «Нью-Йоркер» назвал Тарантино идиотом от кинематографа.
Важны и высказывания ортодоксальных евреев по поводу такого еврейского киновозмездия. Раввины утверждают, что иудаизм четко различает, что такое самозащита, а что есть месть, что иудаизм осуждает насилие в виде зверских пыток, даже против врага. Некоторые евреи восприняли фильм как провокацию, им не понравилось, что они в нем показаны агрессорами. В этом смысле Тарантино снял весьма необычное кино, нарушив одну из незыблемых традиций мирового кинематографа: показал евреев далеко не жертвами, возводящими очи к небу. По его версии, в своей мести они не уступают жестокости самих фашистов.
Впрочем, в картине есть и изысканное культурно-кинематографическое мщение, за него отвечает молодая еврейская девушка, хозяйка парижского кинотеатра. Она задумала спалить в нем всю военную элиту Третьего рейха, а топливом для огня должна стать кинопленка. Нельзя не заметить, что героиня фильма, задумавшая уничтожить Гитлера, отдаленно напоминает Уму Турман из предыдущей картины режиссера «Убить Билла». Еврейская мстительница предварительно вмонтировала в нацистский фильм, который показывается Гитлеру в зале, кусок пленки, где она заснята крупным планом с произнесением обвинительной речи. Эта монтажная вклейка и становится сигналом для мести. Киномеханик, увидев нужный момент, тут же поджигает груды кинопленок. В этой огненной расправе над Гитлером и всем Третьим рейхом посредством кинематографа несложно усмотреть метафору силы киноискусства.
Но на самом деле в своей грандиозной альтернативной версии крушения фашистской Германии, версии, далекой от исторической правды, Тарантино признается в любви к кинематографу. Евреи в фильме и Гитлера убили, и войну выиграли. Особая интрига фильма в том, что такая грандиозная еврейская месть осуществилась не без помощи героя-фашиста, вернее, с его попустительства. Это работник охраны Гитлера, умнейший и хитрейший сыщик. Именно он вначале дает убежать еврейской девушке, которая потом и сожжет Гитлера. Невольно он открывает широкий путь для мести и невольно становится как бы двигателем для всего сюжета фильма. Потом, уже сознательно, он не предотвратил теракт в кинотеатре. Именно он, немец и фашист, а не евреи, собственными руками уничтожил Гитлера, предав его чисто из шкурных соображений. Тарантино, взявшись за вполне справедливую и нужную тему — клеймение фашистов и благородное мщение — в итоге раскрыл ее так, что еврейские мстители не вызывают особых симпатий.
Ведущий рубрики Роман ОЛЕНЕВ, АТВ, Одесса

Справка
Премьера фильма «Бесславные ублюдки» (англ. Inglourious Basterds) состоялась на Каннском кинофестивале в 2009 году. Фильм получил положительные отзывы кинокритиков и собрал в мировом прокате более 320 млн долларов. Картина была выдвинута на девять премий «Оскар» (победила в одной номинации — премия «За лучшую мужскую роль второго плана» досталась Кристофу Вальцу). Актерская работа Кристофа Вальца, исполнившего роль штандартенфюрера СС Ганса Ланды, была высоко оценена ведущими киноаналитиками мира, многие из которых признавали ее «жемчужиной» фильма и «секретным оружием Тарантино».



Комментарии:

  • 10 ноября 2012

    Гость

    ... побольше крови...товарищи...и вас поймут...Голливуд вообще помешан на таких вещах...на том и стоит...


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции