Израильское искусство с русскими корнями

 Ольга Биантовская
 9 сентября 2012
 3680

В конце мая в Московском общинном еврейском центре прошла выставка двух израильских художников — Аркадия Лифшица и Маргариты Левин. Вернисаж был объединен с презентацией книги искусствоведа Галины Подольской «Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями». В издании собраны эссе, зарисовки, этюды, очерки и статьи автора о многих блестящих мастерах живописи, внесших вклад в искусство Израиля и продолжающих это делать. Материалы собирались на протяжении десяти лет и представлены в виде богато иллюстрированного издания с подробным анализом творчества художников. Живописные произведения Лифшица и Левин также включены в книгу. Творчество обоих живописцев имеет и нечто общее, и в то же время они очень отличаются друг от друга в подходах к трактовке окружающей действительности.

Аркадий Лифшиц родился в Киеве, с 1974 года живет в Иерусалиме, участник более 20 выставок в Израиле и Европе. Его работы находятся в частных коллекциях Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Польши, США, Канады, России. Он — один из основателей деревни художников в Са-Нуре (Северная Самария), член правления Объединения профессиональных художников Израиля, а также Совета по культуре российских землячеств в Израиле.
По словам самого Аркадия, живопись для него — это «не политика и даже не философия, но попытка остановить мгновение, передать переживаемое впечатление от увиденного». Действительно, при первом же знакомстве с его работами возникают ассоциации с французскими импрессионистами. Прежде всего, это касается ощущения света. Многие его полотна проникнуты светом, который кажется настолько ясным, что невольно вспоминается его Б-жественное происхождение. Чрезвычайно эффектна картина Лифшица «Город ночью» (2007): свет в ней будто струится сверху, хотя в то же время имеет вполне конкретные источники в виде городской подсветки и окон домов. Фонарь с концентрическими кругами света становится центром цветовой композиции. Взгляд притягивают всполохи света, почти вспышки — благодаря им ночь кажется удивительно светлой. Интересен прием наложения красок: мазки выглядят, как штриховка, что придает работе некоторую резкость и усиливает контрастность.
Картина «Воспоминания о пейзаже» (2005) также проникнута светом и очень импрессионистична. Линия горизонта растворяется в соединении земли и неба, в колорите которых большое место занимает белый цвет. Яркий оттенок охристо-желтого притягивает не меньшее внимание и спорит с белым, располагая к себе зрителя своей теплотой. А вот в работе «Поля» (1999) художник применяет иные приемы: плоскость полотна разбита четкими линиями, подобно витражу, на секции локального цвета. Четкие контуры и контрастность характеризуют и «Библейский пейзаж» (2001) — краска заливает поверхность картины, сообщая ей особое настроение.
Галина Подольская в своей книге сравнивает живописные приемы Аркадия Лифшица с использованием длиннофокусного объектива в кинематографе, когда перспектива смещается, а дальний план кажется ближе, чем детали, расположенные рядом. По ее наблюдению, именно визуальное смещение перспективы очень характерно для гористой местности Израиля.
Маргарита Левин — израильский художник, родилась в Москве, училась в Полиграфическом институте, затем — в студии Владимира Вейсберга, работала в издательстве «Искусство». В дальнейшем она серьезно изучала Тору. Выставлялась в галереях России, Израиля, Франции, Швеции, США, Канады.
Творчество Маргариты Левин глубоко метафизично: цвет, принадлежащий материальному миру, служит отражением обращения художника к духовному миру. Самое главное для нее, по словам художницы, — «явить сокрытое в Творении, проявить Свет в этом мире, дать зрителю ощущение радости от красоты и осознания Мира».
Выставка в Московском общинном еврейском центре названа «Цветоцитаты». Картины представляют собой реминисценции произведений знаменитых мастеров живописи — от Рембрандта до Марка Ротко и Ива Кляйна. В них художница старается найти связь «цветового и духовного пространства наиболее ярких художников разных времен, выразивших состояние эпохи, носителей вечности». Эмоциональная и художественная составляющая передана в работах таким образом, что при взгляде на картину можно согласиться: в ней неявно процитирован, например, Поль Сезанн — зритель видит цветовую гамму, пастельные тона, которыми написано небо, или, в случае Рембрандта, дымчатую размытость с красным колоритом, характерным для мастера. Художница ищет пути осмысления творчества великих художников прошлого и их отражения в искусстве современности.
Параллельно в мае этого года у Маргариты Левин прошла выставка в Музее Цветаевой, объединившая две ее серии — «Жизнь Шагала в красках и стихах», приуроченная к
125-летию со дня рождения Марка Шагала, и «Знаки вечности», посвященная роли цифр в восприятии духовного мира.
В картине «Зеленая», являющейся частью полиптиха со сценами, в которых объединены воспоминания о Шагале и его стихах, художник предстает убитым горем рядом со своей возлюбленной Беллой:

…Когда-нибудь, в какой-то миг один
Ко мне придешь
сквозь звездную истому,
Зеленый весь, как поле на груди.


«Желтая», «Фиолетовая», «Красная», «Синяя» — эти и несколько других работ серии ассоциируются с разными этапами жизни великого художника. С картинами перекликаются стихи Шагала, при этом интересно, что стихи подобраны к ним уже после создания полиптиха.
Наиболее метафизическая серия Маргариты Левин — «Знаки вечности». В ней художница рассматривает цифры как некую концептуальную связь материального и духовного миров. Каббалистическая трактовка и ее художественное отражение в изображении цифр от нуля до девяти воплощают умозрительную сторону творчества Маргариты Левин. Особое внимание следует уделить колориту, пронизанному светом. Художница добивается внутреннего свечения полотна вне зависимости от того, абстрактные ли это композиции или пейзажи и натюрморты. У нее также много видов Иерусалима и пейзажей известных мест израильской земли, и все они свидетельствуют о внимании к свету как к безусловной и обязательной составляющей художественного произведения.
Ольга БИАНТОВСКАЯ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции