Сефардское сердце Испании

 Наталья Лайдинен
 11 октября 2012
 3497

Небольшой городок Толедо, расположенный всего в часе езды от Мадрида, вот уже на протяжении многих столетий, словно магнит, притягивает в Испанию всех, кто интересуется еврейской традицией. Здесь можно встретить евреев со всего мира — они познают свои корни и пытаются ощутить подлинный дух Средневековья. Приезд сюда связан с увлекательным постижением древней архитектуры, истории, религии. Толедо, расположенный в труднодоступной местности и окруженный водой с трех сторон, благодаря удачному стратегическому положению и отваге местных жителей в разные века стойко держал оборону и переживал продолжительные осады. Он неслучайно заслужил репутацию свободолюбивого города с независимым духом. Существуют версии, что в храмах Толедо хранились многие священные реликвии, привезенные из Иерусалима, включая часть сокровищ царя Соломона.

Но Толедо — это не только исторический мост Алькантара, спокойные зеленоватые речные воды Тахо, раскинутые в пространстве долины Веги, и высокое небо, на фоне которого торжественно и строго прорисованы силуэты старинных зданий и замка Алькасар. Многими нитями исторической судьбы связан он с еврейской историей Испании. Этот город даже называют Сефардской столицей и Западным Иерусалимом, а название возводят к ивритским словам толдот («родословная») и талтела («скитания»).
По преданию, Толедо был основан кельтами и мифическим королем Рокасом. Если следовать этой версии, изначально город был связан с традициями мудрости и сохраненных древних знаний. Позднее он назывался Толетум и был с большим трудом завоеван сначала римлянами, потом вестготами. На некоторое время Толедо даже стал столицей вестготского королевства. По некоторым данным, евреи поселились в городе после разрушения Первого храма, по другим — в IV–V веках н. э. Община Толедо считается самой древней на Пиренейском полуострове. Поскольку вестготские короли были христианами-католиками, то возникала необходимость в особом правовом урегулировании отношений между представителями разных конфессий. Свободы евреев в городе были ограничены.
В 711 году Толедо завоевали арабы, при них еврейская община продолжала активно развиваться. Город становился центром строительства, научной и культурной жизни. Это продолжалось и после Реконкисты — освобождения от арабского нашествия, когда король официально объявил Толедо своей резиденцией. При дворе жили и творили ученые, астрономы, мудрецы, трубадуры, художники и поэты, развивались торговля и ремесла. В архитектуре постепенно складывался стиль мудехар, гармонично соединяющий традиционные архитектурные стили — готику, барокко — с арабским своеобразием. В городе проживали представители разных народов и конфессий, что обусловило полифоничность и наполненность культурной жизни.
Большую известность город приобрел благодаря прекрасным библиотекам и научной школе, сложившейся здесь. Также считалось, что галахисты, мудрецы и каббалисты Толедо хранят утерянные человечеством знания, что обусловило приток в город всех тех, кто интересовался глубинным изучением еврейской мистики.
Живущие в городе евреи занимались науками, ремеслами, земледелием, коммерческими и финансовыми делами. Толедская сталь и изготовленные из нее клинки, шпаги и доспехи стали настоящим символом и гордостью города. Не меньше ценились и прекрасные ткани. Не меньше, чем в Средние века, ценятся знатоками особые расписные тарелки с прихотливыми узорами и замечательная керамика.
Историю города интересно изучать по сохранившимся архитектурным памятникам. Было время, когда иудеи, мусульмане и христиане мирно уживались в разных кварталах одного города, ходили друг к другу в гости, сотрудничали. Испанские евреи нередко работали при дворе короля казначеями и советниками.
Большой еврейский квартал на юго-западе Толедо, огороженный в древние времена стеной, сохранил удивительные образцы сефардской архитектуры, в том числе несколько синагог, которые напоминают о еврейской истории города. В их облике чувствуется влияние мавританской культуры. Некогда квартал был столь могучим, что имел свою цитадель. В Толедо существовал еще небольшой еврейский район Алькана, который не был огорожен. На долгие годы Толедо стал также центром притяжения для караимов.
Сегодня в синагоге Шмуэля Ха-Леви, именуемой Эль Трансито, интересно заглянуть в музей сефардов, где выставлены необычные наряды евреев Средневековья, восхититься уникальными свитками Торы и мастерски изготовленными предметами религиозного и домашнего обихода, женскими украшениями. Дон Шмуэль был авторитетным и богатым человеком — казначеем короля. В сохранившемся доме этого яркого представителя еврейской общины того времени теперь размещается музей Эль Греко.
Еврейской общине Толедо есть чем гордиться: здесь работали знаменитые переводчики с разных языков, врачи, грамматики, творили великие поэты и философы Иехуда ха-Леви и Ибн-Эзра-Аврахам, произведения которых и сегодня вдохновляют на творческий поиск и глубинное постижение мира. Толедские евреи были очень образованными, воспитанными и предприимчивыми людьми, пользовавшимися большим уважением представителей других конфессий.
Говорили тогдашние сефарды на ладино — уникальной смеси испанского и древнееврейского, но прекрасно владели ивритом, арабским, испанским и другими языками. Среди самых известных семей Толедо — фамилии Ферузиэль, Ибн-Шошан, ха-Леви, Цадок. Их численность в разное время достигала трети населения города. Долгое время руководили общиной Совет старейшин и суд.
Судьба евреев в Испании была трагичной. В XII веке на общину начались гонения, из города изгнали караимов, потом было принято несколько антиеврейских законов, введены ограничения на занятие евреями государственных должностей, ужесточились налоги. В 1348 году Толедо поразила чума, многие евреи пострадали от болезней и погибли в кровопролитных королевских войнах, обрушившихся на город. В 1391 году в городе произошли страшные погромы, погибли мирные евреи, пострадали синагоги. Все острее вставала внутренняя проблема: креститься или быть изгоем. В 1492 году по указу короля они были вынуждены покинуть страну, оставив предков и все нажитое имущество, которое было продано или передано церкви.
По преданию, гордые сефарды после изгнания сохранили ключи от своих домов. Синагоги были перестроены и превращены в католические церкви, они получили новые названия. Но история берет свое, и сегодня происходит возвращение к истокам существовавших в городе традиций. В Новой синагоге Йозефа бен Шошана, построенной в XIV веке, превращенной в храм и именуемой в соответствии с христианской традицией Санта-Мария ла Бланка, открыты выставки, направленные на преодоление разногласий между католицизмом и иудаизмом.
Еврейская история Толедо дала жизнь многочисленным художественным сюжетам. В разных версиях известна история любви короля Альфонсо и дочери казначея, красавицы-еврейки Ракели. Влюбленный правитель в объятиях подруги совершенно забыл не только о своей супруге, но и о государственных делах, что вызвало бурю возмущения среди его подданных. Когда король отправился в Крестовый поход, его подруга погибла от рук недоброжелателей из придворной знати. Этот сюжет вдохновил многих авторов и лег в основу романа Л. Фейхтвангера «Испанская баллада».
Тема познания истории и собственных корней, возвращения к любви и миру во весь голос звучит сегодня в древнем Толедо — городе нескольких культур и религий.
Наталья ЛАЙДИНЕН, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции