О прошлом, настоящем и будущем

 Яна Глезина
 11 января 2013
 2972

В ноябре 2012 года в жизни московских евреев произошло долгожданное и радостное событие. В историческом здании Бахметьевского гаража открылся Еврейский музей и центр толерантности, не похожий на другие музеи мира. Здание было передано московским правительством, Департаментом имущества в безвозмездное пользование религиозной организации на 49 лет. Музей — частный, государственных пожертвований не было — благодарить за помощь надо лишь меценатов.

Торжественную церемонию открытия провели президент Израиля Шимон Перес, главный раввин России Берл Лазар и глава МИДа РФ Сергей Лавров. «Особую значимость сегодняшней церемонии придает участие президента государства Израиль Шимона Переса, лауреата Нобелевской премии мира», — сказал Сергей Лавров на церемонии открытия музея. Глава МИДа РФ зачитал телеграмму президента РФ Владимира Путина, который отметил, что «новый музей — крупнейший в мире музей истории еврейского народа, чья богатейшая коллекция охватывает различные эпохи и ключевые события от библейского периода до современности». Открытие музея, по мнению российского президента, это «еще одно свидетельство особых отношений между нашими странами и народами».
Еврейский музей и центр толерантности разместился на площади более 8,5 тыс. кв. метров. Архитектор Ральф Аппельбаум (старейшее и самое крупное в мире агентство музейного проектирования «Ральф Аппельбаум Ассошиэйтс» /Ralph Appelbaum Associates), автор проекта музея, подчеркнул, что «Еврейский музей создан на самом высоком академическом уровне. Моя бабушка, когда хотела сказать, что “ты силен”, говорила: “У тебя хорошие кости”. Этот музей, несомненно, родился с хорошими костями», — отметил Р. Аппельбаум.
В здании также расположены библиотека, музейный магазин, научный центр, конференц-площадки, детский центр и кошерное кафе. Музей условно разделен на 12 павильонов. При входе расположен полукруглый павильон, где можно посмотреть историческое 4D-кино (объемное изображение и все спецэффекты: вибрация кресел, ветер, звук, пар, вода), в котором рассказывают, как человечество обрело Б-га. Дальше идет этнографическая экспозиция, посвященная жизни евреев в местечках, рассказывающая об основных еврейских традициях: рождении, хупе, смерти, календаре праздников, бытовой утвари и одежде. В «местечковом» зале можно посидеть и послушать хасидское пение, погрузиться в мир Торы, увидеть, какими ремеслами занимались евреи (а при желании — получить на выходе свое фото в одежде «нужного» ремесленника), разместиться за субботним еврейским столом.
По периметру всего музея — экспозиция, которая рассказывает об истории евреев в России и СССР: черта оседлости, выход из нее, начало XX века, сионизм и коммунизм, погромы, войны, революции. Документы, фотографии, письма, повествующие о жизни евреев, созданные специально для музея видеоматериалы. Самая большая экспозиция посвящена периоду Великой Отечественной войны: танк Т-34 и самолет ПО-2 представлены в натуральную величину.
Музей наполнен звуками — музыкой, голосами. Это голоса Ленина, называющего евреев товарищами по борьбе за светлое будущее, диктора Юрия Левитана, сообщающего о ситуации на фронте, и других известных людей. Написанные евреями песни времен войны и воспоминания тех, кто воевал. А еще голоса обычных русских евреев, проживающих в России и за рубежом, которые рассказывают, почему решили уехать или остаться.
В «поминальной галерее» перечислены имена погибших в годы Холокоста. Каждый раздел оборудован интерактивной панелью. На стене с периодичностью в несколько секунд появляется имя. Это может быть имя одного из погибших солдат Красной армии (более 10 миллионов) или кого-то из жертв Холокоста, чьи имена известны.
И еще одна особенность. Это музей, где не только нет табличек «Руками не трогать», а где, напротив, руками нужно трогать. Благо, тачскрины (от англ. touchscreen — «сенсорный экран») кроются повсюду: в карте еврейских диаспор в мире, в бочках с капустой на базарной площади, где касание пальцев вызывает к жизни старые снимки; в фотоателье, где представлены наряды ремесленников из местечек XIX века и где можно сняться в старинном платье; в длинном свитке Торы, при прикосновении к которому указкой можно увидеть перевод…
Вторая часть музея — Центр толерантности — предназначена в основном для школьников и молодежи. Александр Борода, президент Федерации еврейских общин России, сказал об этом так: «Посетители Центра толерантности смогут посмотреть фильмы, которые ставят острые вопросы о толерантности по национальному, религиозному признакам, о толерантности к людям с физическими недостатками, поднимают вопросы и дают посетителям тему для размышлений. После просмотра фильмов зрителям задают вопросы. Здесь возможно начать обучение, это касается в первую очередь школьников, азам толерантности».
В первый день работы музея посетители прослушали лекцию пресс-атташе Федерации еврейских общин России Боруха Горина. Он рассказал, что цель нового музея — визуализировать быт и культуру евреев, а также показать историю России через призму одного из ее народов. Борух поведал пришедшим о своей родной Одессе, посидел с гостями за столиками одесского кафе «Фанкони», и люди, порой с детским восторгом, слушали своего экскурсовода, смотрели кино, общались друг с другом, изучали экспозицию.
Борух Горин также добавил, что Центр толерантности ориентирован на подростковую аудиторию: «Его посетители могут увидеть так называемые конфликтные ролики, рассказывающие о ситуациях, в которых современному подростку приходится выбирать между хорошим и плохим. Основная идея этих роликов: причиняя зло другому человеку, ты причиняешь зло самому себе».
…В одной комнате интерактивная бабушка, стоя ко всем спиной, что-то мешает на сковороде и разговаривает с таким же проецируемым на экран дедушкой, сидящим в кресле. И мне вспомнились мои давно умершие дедушка и бабушка с Украины, их скромное жилье, интересные разговоры, неторопливое времяпрепровождение людей в местечке...
И под конец рассказа позволю себе дать совет будущим посетителям музея. Сюда лучше приходить на целый день, никуда не спеша и со всей семьей. Потому что каждый найдет в нем для себя что-то интересное, свое, независимо от возраста, пола и социального статуса. А между неторопливыми прогулками по залам можно перекусить в кафе, расположенном внутри музея.
Яна ЛЮБАРСКАЯ, Россия
Фото предоставлены МЕОЦ

Адрес музея:
ул. Образцова, 11, строение 1А.
Музей работает с воскресенья
по четверг с 12:00 до 22:00,
в пятницу — с 10:00 до 15:00.
Цена билета — 400 руб.,
для школьников скидки.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции