Учитель. Мэтр. Человек

 Михаил Горелик
 30 мая 2013
 3177

Герц Франк умер Теперь к его имени прибавлены скобки с границами жизненного пути, нумерологическая завершенность: Герц Франк (1926–2013). Герц Франк — одно из самых значительных имен из области культуры нашего времени. Правда, имя это не слишком известно. Что ж, значительность и известность могут совпадать, а могут и не совпадать. В мире кино он был не то что известен — славен. Лауреат всевозможных внутренних и международных премий. Законодатель. Учитель. Мэтр. Человек, проложивший новые пути в киноискусстве. Отец художественной документалистики СССР. Учитель нескольких поколений. Упразднил границу между документальным и художественным кино.

Существенную часть жизни Герц Франк работал в ситуации, когда документальный фильм был пропагандистским орудием с агрессивным авторским текстом и иллюстративной картинкой. Когда Ленин говорил, что важнейшим для нас искусством является кино, он это самое и имел в виду.
Люди старшего поколения помнят, что насильственным приложением к настоящему (художественному) кино было в СССР кино ненастоящее (документальное): с него непременно начинался сеанс. Идеологическая промывка мозгов.

Плакаты советского времени
Комбайн, танк, ракета, домна, парад на Красной площади, чеканили шаг кремлевские гвардейцы у Мавзолея, салют окрашивал ночное небо, били часы на Спасской башне, счастливая доярка держала счастливую корову за счастливое вымя, перекрытый Енисей с длинно- и легконогой балериной радовали глаз, Синявский и Озеров кричали «Го-ол!», поднимался и падал занавес МХАТа, советские ученые демонстрировали пробирку с электроном, неисчерпаемым, как и атом, Краснознаменный ансамбль пел и плясал «Калинку», советские пионеры были самыми счастливыми на свете, мудрые советские вожди говорили слова жизни с высоких трибун, а над всем этим великолепием большого стиля развевался плакат «Слава КПСС!»… Все это сопровождалось непрерывным закадровым текстом. Диктор произносил его весьма специфическим и хорошо узнаваемым, бодрым, омерзительным голосом.
А уже потом шла «Великолепная семерка». На которую, собственно, народ и пришел. В моем ретроспективном пересказе все это выглядит забавно, на самом деле — чудовищно скучно, уныло, бездарно.
Герц Франк был в этом мире марсианином. «Старше на десять минут», фильм, принесший ему всемирную славу, снят в 1978 году. Фильм не то что без авторского текста — вообще без текста. Ни единого слова. Немое кино. Черно-белое. Самодостаточность и торжество чистой визуальности. Снят единым длинным кадром, без монтажных стыков, фирменная техника Герца Франка: десять минут — один кадр. Невероятно.
Скрытая камера. Лицо мальчика в кукольном театре. Ничего больше — буря чувств: заинтересованность, удивление, восторг, страх, улыбка. Отражение невидимой сцены и драмы на лице ребенка.
Если не знать, что фильм снят в СССР, предположить это невозможно. Снимал так, будто советской власти вовсе не существует.
«Высший суд» (1987). Убийца в камере смертника. Психологическая драма. С незримым присутствием Достоевского. С трезвым пониманием зла. С милосердием. День за днем приходил в камеру. Разговаривал. Оператор снимал. Потом камера опустела.
В том, что в России сегодня существует мораторий на смертную казнь, заслуга и Герца Франка. Нечастый случай непосредственного и прямого влияния большого искусства на социальную жизнь.
Как личность Герц Франк в значительной мере сформировался в свободной Латвии. Учился в еврейской гимназии. В Иерусалим приехал с ивритом, за прошедшие десятки лет подзабытым, быстро восстановил.
Выглядел по-другому. Не товарищ — господин. Родом определенно не из СССР, где прожил полвека. Красивый пожилой господин. Западный интеллигент. По всему. Как одевался, как ходил, как говорил. Как видел и как мыслил. С тем естественным уточнением, что при этой условной групповой отнесенности был остро индивидуален.
В Израиль Герц Франк приехал немолодым человеком с мировой славой. Мог бы почивать на лаврах, эксплуатировать и тиражировать прежние достижения. Многие творческие люди, куда более молодые, переместившись в Израиль, продолжали жить рефлексией своего прошлого советского опыта. Впечатляющий пример — «И возвращается ветер» Михаила Калика (1991).
Герц Франк снимает в Израиле принципиально новые фильмы, с новыми темами, с новыми художественными идеями: «Человек Стены Плача» (1997), «Флешбэк» (2002), «Вечная репетиция» (2008).
Главный герой первого из них — котель — Западная стена — Стена Плача. Герц Франк назвал фильм документальной мистерией. Он воспроизводит еврейскую религиозную картину мира: центр мира — Иерусалим, центр Иерусалима — Храм. Котель — видимая репрезентация невидимого Храма. Все это не доктринально и декларативно через авторский текст — жизненный поток выпущен на экран камерой художника.
Мир крутится вокруг Котеля, перед лицом Котеля. Котель придает смысл и структуру всему сущему. Связывает небо и землю. Череда лиц и событий. Серьезных, забавных, ничтожных — и ничтожные приобретают величие в контексте Котеля.
Бар-мицва, хупа, солдатская присяга.
Постоянная — в тысячах лиц — молитва.
Мимолетная улыбка женщины.
Кошка, неторопливо идущая ночью по абсолютно пустой площади, одна перед Котелем.
И как апофеоз — ветер, листающий книгу.
«Флешбэк» — автобиографический фильм, своего рода «Амаркорд». Размышление о прожитой жизни. Одна из глав — автор на операционном столе, открытое, пульсирующее сердце, результат неочевиден, ложась в клинику, договорился с врачами, снимал его приятель, тяжелая, с непредсказуемым результатом операция, при неутешительном исходе у фильма был бы другой финал. И как метафора: и он мне грудь рассек мечом, и сердце трепетное вынул.
«Вечная репетиция» — фильм о театре «Гешер». Это формальные рамки. На самом деле, куда шире. Отнюдь не репортаж о событиях по обе стороны кулис. То есть и это тоже, но лишь как элемент большого и сложного произведения.
Фильм о природе сценического искусства.
О человеке на сцене.
Просто о человеке.
Сцена — преображение жизни.
Камера Герца Франка — преображение сцены.
В сущности, едва ли не все его фильмы — о жизни и смерти. Сгущенное переживание смерти. Трагичность и красота жизни. Пороговые состояния между жизнью и смертью. «Флешбэк» начинается гибелью оператора от снайперской пули — завершается смертью и похоронами жены. В спектаклях «Гешера» множество сценических смертей — в «Вечной репетиции» их вес еще больше. Герц Франк множит и усиливает образы.
Не в последнюю очередь именно благодаря такому напряженному вниманию к смерти — теплота и трепет жизни. «Песнь песней» (1989) — женщина рожает. Интенсивность страдания. Черно-белый фильм. Младенец делает его цветным.
Перед смертью Моше поднялся на гору, и Б-г показал ему Страну Израиля — всю. Непостижимый мистический окоем.
«Вечная репетиция» начинается как бы увиденной разом сверху Страной Израиля — от снегов Хермона до скал Тимны. Тот же мистический окоем.
Контекст и рамки сцены «Гешера».
В одном из интервью Герц Франк вспоминает, как он, маленький мальчик, после урока Торы выходил на ночную улицу, смотрел на звезды. Мир был полон красоты, серьезности и печали. Начальные слова Торы звучали в его сердце. И это детское чувство, этот образ он сохранил и пронес через всю жизнь.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:

  • 27 февраля 2015

    Гость

    Жалко, очень жалко.
    Еще больнее то что и Михаил Викторович тоже ушел из жизни.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции