Лестница Иакова
О Марке Шагале написано много. Издаются альбомы его картин, каталоги выставок его произведений, его стихи, тексты выступлений, статей. Искусствоведы посвящают ему свои исследования. Но театральных постановок о нем еще не было. И вот известный актер, народный артист России Сергей Юрский выбрал для своей постановки пьесу Зиновия Сагалова — украинского драматурга, живущего сейчас в Германии, — о Марке Шагале. Поддержку проекту оказали Правительство Москвы и Федерация еврейских общин России. Продюсер — Леонид Роберман. Спектакль, в котором Сергей Юрьевич выступил в качестве автора сценической версии, постановщика и актера, называется «Полеты с ангелом. Шагал». Первые спектакли прошли на сцене московского Театра имени Ермоловой в мае и июне.
Шагал прожил весь XX век и прошел через все испытания этого века: детство и юность в захолустном Витебске, жизнь в столице, революция, участие в революционном искусстве, изгнание и жизнь во Франции, сожжение картин на площади в фашистской Германии, эмиграция в США, превращение в художника мира.
В спектакле жизнь Шагала рассказывается не последовательно, а как вспышки сознания, в вольном плотном чередовании самых ярких впечатлений, причем это стихотворный текст, часто нерифмованный. Это ставит особые задачи перед актерами, которые, кроме народной артистки России Н. Теняковой — она играет маму Шагала, исполняют по несколько ролей. А сам Сергей Юрский, как написано в программке, исполняет шесть ролей — Шагала, Шмерца, Сандрара, дяди Исроэла, Бадхена, Луначарского, но на самом деле этих ролей больше. Дело в том, что в спектакле проходит жизнь Шагала с самого детства и до последних дней, и Юрский играет художника в детстве, на протяжении жизни и в старости. То есть ролей получается девять. И в каждой из них актер органичен и убедителен. В каждой сцене — в зависимости от ее содержания — он ироничен, драматичен, лиричен.
В этом спектакле прекрасны все. Кроме С. Юрского и Н. Теняковой, в нем заняты Анна Гарнова (ангел, Белла, Антуанетта), заслуженная артистка России Людмила Дребнева (Лушка, «Сожженная картина»), Александр Аронин (Человек с трубкой). Кроме того, на сцене присутствует оркестр: Павел Демидов (ударные и перкуссия), Алексей Полищук (альт), Алексей Скипин (аккордеон), Лев Успенский (гитара), Михаил Хохлов (контрабас). Музыканты не только исполняют свои прямые функции — играют на музыкальных инструментах еврейские мелодии (композитор Александр Чевский), встраиваются в повествование, создают полифоническую звуковую картину, — но и участвуют в сценическом действии (а вместе с ними и А. Аронин) то в роли экскурсантов Лувре, то в толпе народа в постреволюционной России и т.д.
Сергей Юрский так объясняет смысл постановки: «Это попытка проникнуть в его личность, утвердить этого необыкновенного человека. Таких людей очень мало — все входили в какие-то группы, потому что ради опоры люди объединялись в художественные кружки, течения, а он — нет. Ни с кем никогда не стал он единым даже на время. Причём он — одиночка, поднявшийся из мира еврейства, где рисование вообще великий грех. Вот эта сила личности, то, как выжить и победить и в результате вознестись художнику, да и вообще творческому человеку, личности в этой жизни. Вот об этом наш спектакль… Это жизнь души, которая есть в каждом человеке, — пробудить её, заставить понять, где-то посочувствовать, где-то позавидовать, где-то ужаснуться и так далее… Это последние секунды жизни старого человека. Это отлет на небо, поэтому и называется пьеса «Полеты с ангелом». Это покаяние Шагала перед его главной любовью и музой — Беллой, которую он посмел пережить, покаяние перед матерью — перед матерью каждый виноват, покаяние перед Б-гом».
…Последняя сцена: художник поднимается вверх по лестнице, которая на протяжении всего спектакля стояла в правой части сцены. По лестнице Иакова, верх которой касается неба.
Ирина ЛЮБАВИНА, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!