НЕОЖИДАННЫЙ БАХ В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 4553
Нынешней весной в Москве, Нижнем Новгороде, Твери и Ярославле прошли Дни Иоганна Себастьяна Баха с участием крупнейших отечественных и западных исполнителей. 21 апреля в Большом зале Московской консерватории шесть Французских сюит Баха играл выдающийся пианист Владимир Фельцман, ныне живущий в США
Нынешней весной в Москве, Нижнем Новгороде, Твери и Ярославле прошли Дни Иоганна Себастьяна Баха с участием крупнейших отечественных и западных исполнителей. 21 апреля в Большом зале Московской консерватории шесть Французских сюит Баха играл выдающийся пианист Владимир Фельцман, ныне живущий в США. Владимир Фельцман родился в 1952 году в Москве, в музыкальной семье. Его отец — известный советский композитор Оскар Фельцман, написавший много песен, оперетт, ораторий и других музыкальных произведений. На талант юного Владимира обратили внимание разные музыканты того времени. К нему с большой симпатией относился Дмитрий Кабалевский, Второй фортепианный концерт которого с блеском играл очень молодой Владимир Фельцман. В Центральной музыкальной школе мальчик занимался у известного педагога Евгения Тимакина. В старших классах школы он перешел к профессору Якову Флиеру, а затем поступил в Московскую консерваторию в его класс. Дебют В. Фельцмана состоялся в возрасте 11 лет с Московским филармоническим оркестром. Развитие юного музыканта в классе Флиера шло феноменально быстро. Он интересовался не только музыкой, но и литературой, философией, изобразительным искусством, а также учился дирижированию в Московской и Ленинградской консерваториях. Будучи еще студентом, в 1971 году, В. Фельцман получил Гран-при международного конкурса пианистов имени Маргариты Лонг в Париже — это один из самых трудных и престижных конкурсов в мире. Затем последовали гастроли по городам Советского Союза, Европы и Японии. Профессор Яков Флиер, сам выдающийся исполнитель, писал о своем ученике: «Это очень яркий пианист и серьезный, несмотря на юный возраст, музыкант. Мне импонирует его увлеченность музыкой, не только фортепианной, но и самой разнообразной, его настойчивость в учебе, в стремлении к совершенствованию». После окончания консерватории в 1974 году В. Фельцман начинает активную концертную деятельность. В московском концерте после победы на конкурсе в Париже он играет сочинения французских композиторов Рамо, Куперена, Франка, Дебюсси, Равеля, Мессиана. Постепенно концертный репертуар музыканта расширяется, он пополняется сочинениями Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Критика того времени отмечала, что он унаследовал от своего учителя масштабность замыслов, виртуозное владение инструментом, тонкое ощущение формы, артистичное воображение и темперамент. В 1979 году пианист решил покинуть СССР. Это решение привело к запрету советскими властями его концертной деятельности. Так продолжалось восемь лет. В вышедшем в 1985 году в издательстве «Советский композитор» справочнике «Современные пианисты» имя Фельцмана даже не упоминается, хотя в книге есть статьи обо всех концертирующих пианистах, даже о студентах. В 1987 году Фельцман уезжает в США, и с этого времени начинается плодотворный период деятельности пианиста. После сенсационного дебюта в Карнеги-холл Владимир Фельцман становится одним из наиболее видных музыкантов Америки. Он выступает с лучшими американскими оркестрами, в том числе с Нью-Йоркским, Лос-Анджелесским и Питтсбургским филармоническими, Чикагским и Сан-Францисским симфоническими, оркестром Св. Луки. Репертуар пианиста охватывает музыку от эпохи барокко до наших дней. Он частый гость на многих международных фестивалях, его сольные концерты проходят в лучших залах Европы и Америки. В новом издании справочника «Современные пианисты», вышедшем в 1990 году в Москве, появилась небольшая статья о пианисте В. Фельцмане. В 1991 году Фельцман приехал в Москву с сольным концертом. Это было триумфальное выступление. С этого времени пианист почти ежегодно приезжает в Россию и выступает в Москве с исполнением сочинений Баха, Рахманинова, Прокофьева. В Петербурге он частый гость фестиваля «Звезды белых ночей», на котором играет с дирижером Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра. В 1993 году в Москве прошел фестиваль памяти Якова Флиера, приуроченный к 90-летию со дня его рождения. Состоялись два концерта, на которых играли ученики профессора Флиера разных поколений: Бэла Давидович, Ирина Беркович, Марк Зельцер, Лев Власенко, Владимир Фельцман, Михаил Плетнев. В. Фельцман блестяще сыграл Третий концерт Рахманинова, исполнением которого славился его учитель. Все выступавшие на этих концертах пианисты — выдающиеся исполнители, но индивидуальность у них разная. Их учитель никогда не подавлял ее, а старался углубить и развить творческий потенциал своих учеников. Звук рояля у Фельцмана мощный, лапидарный, но не грубый и не форсированный. Школа Я. Флиера не признавала ударной трактовки фортепиано, наоборот, на первом плане всегда были певучий звук, красота тона, эмоциональная возвышенность. В последние годы Владимир Фельцман выступает как дирижер с оркестрами Сиэтла, Нью-Джерси, Индианаполиса, с оркестром Св. Луки, Академическим симфоническим оркестром России и др. Он профессор Нью-Йоркского университета «New Paltz», преподаватель «Mannes college», художественный руководитель ежегодного фестиваля «Piano Summers at New Paltz», где проводит мастер-классы. Он организует поэтические вечера и лекции о музыке и философии. У Фельцмана вышло много компакт-дисков на фирмах «Мелодия», «Sony», «Urtext classical», «Music Masters». Он записал почти все клавирные сочинения Баха, последние сонаты Бетховена, сольные сочинения Шуберта, Шопена, Листа, Мессиана, концерты Прокофьева и Рахманинова. На концерте в Большом зале Московской консерватории В. Фельцман очень проникновенно исполнил шесть Французских сюит Баха. Целиком этот цикл исполняется редко, хотя отдельные сюиты, например № 5, охотно играют многие музыканты. Вспоминается блестящее исполнение этой сюиты Эмилем Гилельсом. Прослушав весь цикл, отчетливо понимаешь, что, по существу, это одно большое законченное произведение Баха, сродни его «Гольдберг-вариациям» или циклу «Прелюдий и фуг». Такой подход к исполнению Французских сюит — большая редкость на концертной эстраде. Пианист не пытается имитировать звук клавесина (для которого и написаны сюиты), он использует все возможности современного фортепиано с его красочным звуком, но музыка у него звучит нежно, трогательно, часто драматично, в целом — как поэтическая импровизация. К концерту Баха была выпущена программа, написанная самим исполнителем, где рассказывается история создания Французских сюит и дан очень интересный и глубокий анализ этих сочинений. Сюиты сочинены в 1722–1725 годах. По сравнению с другими клавирными сочинениями Баха — Английскими сюитами и Партитами — они более ясные, «прозрачные» и проникнуты галантным духом. До нашего времени дошло несколько рукописных вариантов этих сочинений. В. Фельцман своей игрой показал тонкое понимание музыки барокко. Как он пишет сам, «барочное искусство — искусство эмоций, и разнообразные способы орнаментации, артикуляции, фразировки, динамики и регистровки являются непременными средствами выражения... барочной музыки». Перефразируя Баха, можно сказать, что исполнение Фельцмана помогает увеличить «удовольствие любителей музыки и тех любопытных, кто готов ему учиться».


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции