Рав Кук: сочетание традиции и модернизации

 Леонид Гомберг, Россия
 3 июня 2007
 2746
Пинхас Полонский хорошо известен читателям. На его лекциях — как в Израиле, так и в России, — собирается многочисленная и пестрая аудитория слушателей, которые оказываются участниками великолепного интеллектуального действа.
Пинхас Полонский хорошо известен читателям. На его лекциях — как в Израиле, так и в России, — собирается многочисленная и пестрая аудитория слушателей, которые оказываются участниками великолепного интеллектуального действа. «Отказник» и активист еврейского движения в СССР 1970-1980-х годов, ныне — исследователь традиционных текстов, преподаватель Университета Бар-Илан, д-р Полонский живет в поселении неподалеку от Иерусалима и возглавляет издательство «Маханаим». Он автор многих книг, которые вызывают живейший интерес читателей. Не исключение и новая книга Пинхаса Полонского «Рав Кук — Каббала и новый этап в развитии иудаизма» (Маханаим, 2006 г.), изданная при поддержке Российского еврейского конгресса. Имя рава Кука известно всем жителям Израиля, где он считается одним из отцов-основателей Государства, создателем философии религиозного сионизма. Но в России его философское наследие, соединяющее Каббалу и этическое чувство, ортодоксальность и модернизм, известно лишь узкому кругу людей. Один из великих каббалистов ХХ-го века, он учил воспринимать жизнь как диалог с Богом — причем не только на индивидуальном, но и на общенациональном уровне. Соответственно, развитие сионизма и Государства, науки и искусства, социума и философии — все это является отражением Божественного света, и все должно занять определенное место в наших религиозных воззрениях. Работы рава Кука прежде никогда не переводились на русский язык, и монография П. Полонского (600 страниц!) — первая публикация, восполняющая этот пробел. В книге представлена биография рава Кука, статьи, излагающие центральные идеи его учения, а также отрывки из работ ученого с объяснениями и комментариями. Рав Авраам-Ицхак Кук родился в 1865 году в местечке Грива в Латвии в семье раввина. Он получил классическое религиозное образование, в том числе в знаменитой Воложинской иешиве. После окончания учебы рав Кук несколько лет работал на раввинских должностях в Латвии и Литве, пока в 1904 году не переехал в Эрец Исраэль. Там он стал раввином Яффо и других поселений «Нового Ишува» — строящихся сионистских центров обновленного Израиля. Раввин Кук поддержал сионистское движение, что вызвало неоднозначную, а иногда и реакцию протеста ортодоксальных кругов. Волею судеб во время Первой мировой войны рав Кук оказался в Европе, и в конце войны переехал в Лондон, где поддержал провозглашение Декларации Бальфура. В 1919 году он становится главным раввином Иерусалима, в 1921-м — на всеобщем собрании раввинов избирается первым Главным ашкеназским раввином Страны Израиля. Этот пост он занимал вплоть до своей смерти в 1935-м. Деятельность и труды р. Кука стали основой религиозного сионизма, сочетающего ортодоксальный иудейский взгляд на мир и сионистскую, общественно значимую направленность жизни. Он призывал к синтезу религиозных и светских знаний и писал, что прогресс в науке не только не мешает продвижению духовности и религии, но, наоборот, помогает им. Раввин Кук разработал концептуальный подход «ортодоксальной модернизации», позволяющий как сохранить в полном объеме всю еврейскую религиозную традицию и соблюдение заповедей, так и продвинуться вперед, воспринимая Б-жественный свет из всего того нового, что появляется в постоянно развивающемся мире. Книга «Рав Кук — Каббала и новый этап в развитии иудаизма» открывает русскоязычному читателю новый подход к иудаизму, с которым ранее этот читатель, возможно, не сталкивался. Известный общественный и политический деятель Израиля Натан Щаранский пишет: «Книга Пинхаса Полонского по философии рава Кука открыла мне совершенно новый аспект иудаизма, о котором я до этого ничего не знал. Я всегда подозревал, что в иудаизме должен быть подход, дающий возможность согласования традиции с нашим внутренним этическим чувством, и был очень рад, когда нашел его». К этому мнению стоит прислушаться. www.lgomberg.by.ru Пинхаса Полонский: E-mail pinchas@machanaim.org тел.: 8-10-972-54665-8902.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!