Сентиментальный романс

 Наталья Четверикова
 8 января 2014
 5380

Есть авторы одного произведения и есть исполнители единственной главной роли — такие как актриса Мара Гри. Именно для нее режиссер Сергей Эйзенштейн снял во Франции свое первое и последнее «коммерческое кино».

Изгнанница

Париж 1920-х годов был наводнен русскими эмигрантами. Все устали от войны и революции и желали забыть их как страшный сон. Париж пах духами, сверкал вывесками, манил уютными кафе. Здесь обитали великие князья Романовы, аристократы держали модные салоны. Театральная публика жила под впечатлением балетных сезонов Дягилева, в лучших ресторанах Монмартра выступал Александр Вертинский.

Но был и другой Париж — город клошаров, бездомных. Среди них иногда замечали молодую женщину с маленькой девочкой. Это была мадам Мара, бежавшая с Колчаком из Одессы, а потом вслед за Врангелем, покинувшим Крым. Сперва она бедствовала в Константинополе, а теперь голодала в Париже.

Держа за руку дочь, женщина брела по городу, не зная, найдет ли сегодня ночлег и пропитание. Невдалеке она увидела роскошный особняк, но не было сил до него дойти. Она присела на скамейку, закрыла глаза, и вновь нахлынули воспоминания. Мария Владимировна Якубович (Гринберг) родилась в Одессе в 1894 году в зажиточной семье, которая потом переехала в Ригу. Это была та особая элита еврейских интеллектуалов, родиной которых являлась вся Европа с ее богатой культурой. В семье читали запоем, ходили на концерты, но особенно страстно любили театр.

Мара вышла замуж по любви за господина Клейна, но счастья брак не принес. Ее сестра Тина, по мужу Берз, преподавала в Рижской еврейской школе «Берз Шуле» биологию и французский язык, а романтичная Мара мечтала стать актрисой или певицей. Обе в Риге были известны как «сестры-красавицы Якубович». Они дружили со своими кузенами Азархами: Абрам Азарх (Алексей Грановский) стал основателем Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ), Леонид — известным французским киномонтажером, а Борис — американским режиссером и сценаристом.

Ужасы войны и революции остались в прошлом, и вот он — Париж, мечта многих изгнанников. Город жил своей жизнью: цветочницы предлагали пармские фиалки, дамы с собачками гуляли по Булонскому лесу, и с утра до ночи на бульварах сидели одинокие женщины, ждущие клиентов. Правда, где-то случались волнения рабочих, но все это растворялось в парижском воздухе.

Мадам Мара, прижимая к себе дочку, добрела до роскошного особняка и, едва успев позвонить в золоченый звонок парадного входа, не зная, что ее ожидает, упала от голода на ступенях.

 

Воплощенная сказка

Дверь открыл не камердинер, а сам хозяин. Пронзительный звонок оторвал месье от чтения газеты, будто просигналил. Так они встретились — Мара Гринберг и Леонард Розенталь, бездом­ная эмигрантка и жемчужный магнат.

С момента падения на ступеньки кончаются бедственные скитания молодой женщины. И все это оттого, что на порог почему-то вышел сам легендарный Розенталь. Он был пленен красотой незнакомки, лежавшей без чувств около его порога. И для мадам Мары начинается жемчужный сон, усыпанный бриллиантами, — она обеспечена на многие годы. «Золушки» и «Спящие красавицы» — это не только балеты.

Предприниматель Леонард Михайлович Розенталь был выходцем из Грозного. Сменив Северный Кавказ на Европу, он сделал состояние на драгоценных камнях, а затем перенес центр мировой торговли жемчугом из Лондона в Париж и получил за это орден Почетного легиона.

Из Парижа месье Леонард круглый год руководит экспортом жемчуга во все концы земного шара. В книге с красноречивым заглавием «Будем богаты!» он описывает тот простейший прием, которым ему удалось добывать плоды перламутровых раковин. Розенталь догадался оплачивать «искателей жемчуга» из индийских деревень не чеками, а мелкой наличной серебряной монетой. Караваны верблюдов, груженных мешками мелкого серебра, так впечатляют, что шаг за шагом бизнесмен втягивает в орбиту своего влияния все новые и новые жемчугоносные районы Индии.

Мара осталась жить в особняке Розенталя. Она — нежная и чуткая подруга, а маленькая, недавно родившаяся Рашель укрепляет узы этой дружбы, которые никак не могут легализоваться, поскольку настоящая мадам Розенталь отказывается дать необходимый развод. Кроме маленькой Рашели у Мары — старшая взрослеющая дочь.

Новоявленная пара выходит в свет, ее видят на скачках, премьерах, вернисажах. Мара непринужденно носит уникальные бриллианты. Розенталь вызывающе носит рыжую бороду в сочетании с фраком и белым галстуком.

Помимо всего прочего, Розенталь — крупный акционер SocieteGeneraledeFilms, владелец кинозалов в Париже, финансирует фильмы и театральные постановки. А Мара немного поет и мечтает сниматься. В кино она дебютировала еще в Ялте как партнерша актера Николая Римского. Нет проблем! Любая прихоть Золушки — закон для ее покровителя.

А между тем режиссер Сергей Эйзенштейн ищет встречи с человеком, который может проявить финансовую заинтересованность в пребывании его съемочной группы в Париже. Именно таков месье Леонард.

 

О чем стонет осенний ветер

После выхода на советские экраны «Броненосца „Потемкина“», названного «лучшим фильмом всех времен и народов», Сталин разрешил съемочной группе командировку за рубеж. В октябре 1928 года Сергей Эйзенштейн, его ассистент Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ отправились в творческое турне, чтобы изучить западный, в том числе голливудский, опыт звукового кино и представить капиталистическому миру известных советских артистов.

В Париже Сергей Михайлович познакомился с Леонардом Михайловичем, и тот в качестве продюсера предложил знаменитому кинорежиссеру снять короткую звуковую ленту «Сентиментальный романс». Но с условием — единственную роль в картине должна была играть его пассия Мара Гри. Она вовсе не мадам Розенталь — она гораздо больше, и влюбленный «король жемчуга» хочет сделать ей подарок.

Начались съемки первого музыкального фильма Александрова по сценарию Эйзенштейна. В роскошно аранжированной картине есть пафос стихии природы — от Эйзенштейна — и голливудский стиль — от будущего автора «Весны» и «Веселых ребят». На экране всего одно действующее лицо: загадочная женщина за роялем исполняет известный романс «Жалобно стонет ветер осенний». Сумерки, пылающий камин, старинные часы, дремлет собака в бриллиантовом ошейнике, а за окном плачет дождь. Тоска по родине и юности. Но вот романс допет — и цветущая природа ликует. Это торжество любви, как и в судьбе самой актрисы.

И хотя короткометражный фильм нигде не вышел в прокат, парижская пресса откликнулась благосклонно: «Очень оригинальная постановка… интересный опыт художественного монтажа звука… актриса имеет все данные, чтобы в скором времени сделаться одной из звезд европейского звукового экрана».

Но было и другое мнение. Известный режиссер Луис Бунюэль был весьма разочарован, увидев на студии белый рояль посреди поля колышущейся пшеницы с плавающими в пруду лебедями и прочими банальностями. Эйзенштейн, оправдываясь перед Бунюэлем, назвал свою работу халтурой, сделанной ради денег. Но вместе с тем он оценил яркую внешность актрисы, ее умение создать неординарный, запоминающийся образ. В 1931 году Эйзенштейн приступил к съемкам фильма «Да здравствует Мексика!», где снова играла Мара Гри. Уже было отснято 75 тысяч метров пленки, но пришла телеграмма от Сталина: пора возвращаться в СССР.

 

Далеко от Парижа

В 1933 году, когда к власти пришел Гитлер, Мара Гри стала женой Леонарда Розенталя. Они с детьми обосновались в США, где жили долго и счастливо. Мария Владимировна умерла в 1975 году. Вскоре Григорий Александров из отснятого материала все же смонтировал фильм «Да здравствует Мексика!», получивший приз на Московском международном кинофестивале.

«Сентиментальный романс» тоже не канул в Лету — неизвестный в России фильм был показан в феврале 2006 года в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Специалисты оценили грамотно «нарезанный» образный видеоряд, вокальное сопровождение, спецэффекты и пришли к выводу, что это первый в мире клип. Возможно, сами авторы не совсем понимали, что делают, но сделали это превосходно.

Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции