Евреи в стране карнавала и самбы

 Эдуард Белый
 7 марта 2014
 3400

Столицей Бразилии является город Бразилиа, хотя самый известный город страны — Рио-де-Жанейро. Рио-де-Жанейро потрясает своими красками, звуками, панорамами, запахами… и преступностью. В первый же день я отправился на знаменитую Копакабану — набережную, вдоль которой и расположился легендарный город. Время было не позднее — 8–9 вечера, и прогулка не предвещала особых приключений. Не прошел и сотни метров, как двое шоколадных мальчишек довольно вежливо спросили, который час. Я ответил и пошел дальше.

Через мгновение меня окружила группа из пяти-семи «генералов песчаных карьеров», которых интересовало не время, а содержимое моих карманов. Пацаны были лет по 12–13, а может, и старше, но очень щуплые. Вначале я удивился такой наглости, потом, когда в темноте заблестели ножи, испугался, а когда эти чертенята полезли в карманы, взорвался и потерял рассудок. Стал орать благим матом (в смысле материться) и бить ближних ногами. И они почему-то разбежались. Русский мат — великая вещь в экстремальных ситуациях. Потом знакомые бразильцы уверяли, что я был на волосок от смерти и вел себя, как последний идиот. В таких случаях надо молча отдавать все ценное и благодарить Б-га, что остался в живых. Может, они были и правы, но тогда я этого не знал и действовал импульсивно. Жизнь удалось сохранить, да и 40 баксов остались в нагрудном кармане рубашки, где деньги вообще хранить не рекомендуется.

Когда в Сан-Паулу — промышленном центре Бразилии — у меня опять спросили, который час, я, к сожалению, не насторожился, а зря. Через три минуты, в час дня в центре города, на пешеходной улице — толчок сзади, ворох каких-то бумажек сверху, молниеносный рывок в карман — и плакали мои денежки. Я даже не видел, кто это сделал. Все прохожие и даже охранники ближайших магазинов мне сочувствовали, но помочь, увы, не могли. Во многих бразильских магазинах я встречал надписи, подобные которым не видел нигде в мире: «В нашем магазине вас не обворуют!»

Я тогда подумал: «И как здесь живут евреи?» Оказалось, живут, и весьма неплохо. В настоящее время в стране проживают около 80 тысяч евреев. Большинство бразильских евреев состоят из ашкеназов польского и германского происхождения, а также сефардов испанского, португальского и североафриканского происхождения. Половина бразильских евреев проживают в штате Сан-Паулу, но значительные общины имеются в Рио-де-Жанейро, Риу-Гранди-ду-Сул и ряде других городов. Евреи Бразилии занимают значительное место в элите страны, среди них было несколько федеральных министров: С. Лафлер — министр иностранных дел, Ж. Голдемберг — министр образования, а в 1994 году Хаим Лернер был избран губернатором крупнейшего штата Парана. В Сан-Паулу мне довелось встречаться с евреями — крупными предпринимателями, адвокатами, владельцами торговых сетей. А еще в Сан-Паулу родился и живет в настоящее время звезда бразильского футбола Рикардо Изаксон по кличке Кака. Это не то, что вы подумали, а прозвище, которое ему дал младший брат, так как «Рикардо» братцу было трудно выговаривать. Отец Каки (ударение все же следует делать на второй слог) марран, а сам знаменитый футболист регулярно посещает синагогу «Бэйт-Эль». В стране действует около 40 синагог и шесть еврейских школ. Кошерные продукты продаются как в специальных супермаркетах, так и в обычных.

История евреев в Бразилии начинается почти одновременно с историей страны после того, как она стала колонией Португалии. В 1548 году евреи поселились в Бразилии, спасаясь от жестокой португальской инквизиции. Были случаи, когда марранов (евреев, перешедших в христианство под давлением, но продолжавших тайно или явно придерживаться религии предков) отправляли в Португалию на расправу инквизиции. Террор инквизиции заметно усилился после 1580 года, когда Португалия подпала под испанское господство. Тем не менее еврейские общины Бразилии постепенно увеличивались в городе Ресифи, а также в Тамарико, Рио-де-Жанейро, Итамирати и других городах. Но Ресифи был крупнейшим центром еврейства не только в Новом, но и в Старом Свете благодаря цветущему состоянию местной общины и выдающимся ученым и писателям-евреям — жителям этого города.

В Ресифи, находившемся в то время под контролем достаточно веротерпимой Голландии, устремились евреи из соседней бразильской Байи, где свирепствовала португальская инквизиция, а также в Ресифи прибыли несколько сотен евреев из Амстердама, среди которых были крупные ученые и авторитетные раввины.

Но «еврейское счастье» длилось недолго. Тяжелая многолетняя война между португальцами и голландцами, во время которой евреи сражались на стороне голландцев, завершилась победой португальцев. При сдаче Ресифи в нем находилось более пяти тысяч евреев, многие из них переселились в соседний Суринам, вернулись в Амстердам, часть поселилась в Гваделупе и на Вест-Индских островах. Немногие направились в Нью-Амстердам — будущий Нью-Йорк. Оставшиеся в Бразилии вели тяжелую жизнь «новых христиан», или марранов. В конце XVII века опять стали высылать в Португалию марранов, вернувшихся к еврейству, где их ждала мучительная смерть. Среди мучеников находился и известный драматург Хозе да Сильва, уроженец Рио-де-Жанейро.

Преследование евреев крайне негативно отразилось на экономике Бразилии, колониальные власти были вынуждены несколько смягчить условия существования марранов, отменили публичные казни — аутодафе, все ограничения, связанные с принадлежностью к еврейству по крови, были упразднены. Эти акты подорвали силу инквизиции.

Во второй половине XIX века в Бразилии обнаружился небывалый интерес к еврейской культуре. Это было связано с правлением императора Педро II. По неизвестным до настоящего времени причинам могущественный правитель воспылал любовью к культуре гонимого народа. Император выучил древнееврейский язык, идиш, арамейский. В свободное от государственных дел время Педро II переводил средневековую еврейскую поэзию. В 1872 году бразильский император побывал инкогнито в Палестине.

Современная Бразилия — страна контрастов: с одной стороны, в Рио-де-Жанейро есть улицы, названные в честь Теодора Герцля, Ицхака Рабина, Давида Бен-Гуриона и Хаима Вейцмана. Где еще в мире найдутся такие топонимы? С другой стороны, бразильское общество не свободно и от антисемитских настроений как среди праворадикальных групп (неонацистов, скинхедов и т.д.), так и среди леваков различного толка. Например, «боливарианский кружок Латинская Америка», позиционирующий себя как антинацистская и антифашистская организация, объявляет нацистами израильтян, евреев и американцев. Журнал «Живой марксизм» (орган бразильской соцпартии) утверждает, что Израиль — фашистское, расистское и, следовательно, нацистское государство.

Имеются проявления антисемитизма и с чисто «бразильским лицом». Так, на одном из традиционных карнавалов в Рио-де-Жанейро появилась платформа в виде груды тел жертв Холокоста, на которой танцевали полуобнаженные улыбающиеся девушки.

Еврейская община Рио-де-Жанейро выступила с резким осуждением этих танцев. Несмотря на широкое распространение антисемитских настроений в Бразилии, число нападений на евреев или на еврейские объекты довольно незначительно, в отличие, например, от соседней Аргентины.

В Бразилии недавно издан «Словарь сефардских фамилий», состоящий из более чем 17 тысяч фамилий сефардских семей из Португалии, Испании и Италии.

Авторы справочника утверждают, что на его создание их вдохновил «Словарь еврейских фамилий Российской империи» Александра Бейдера, опубликованный в 1993 году. Правда, в нем шла речь только об ашкеназских семьях. По данным исследователей из католического университета Сан-Паулу, в Бразилии проживают около 35 миллионов марранов. Депутат кнесета Яаков Кац предлагает разрешить им репатриацию при условии, что бразильцы пройдут гиюр.

Ашер Бен-Шлом, активист общины марранов в Бразилии, утверждает, что бразильцы помнят о своих еврейских корнях, и несколько сотен семей хотели бы репатриироваться в Израиль. Желая вернуться в лоно иудаизма, бразильцы прошли процедуру гиюра, но она не признается в Израиле.

Существует еще одна совершенно экзотическая версия о группе евреев, которые в XVII веке, спасаясь от инквизиции, направились в район современного Сан-Паулу и исчезли… Все до одного! Позже в этом районе были обнаружены индейские племена, которые имели обычай зажигать свечи по вечерам в пятницу и, в отличие от соседних племен, не ели свинину.

Отношения Бразилии с Израилем носят достаточно стабильный и взаимовыгодный характер — страны сотрудничают в самых различных отраслях экономики и культуры, в том числе ведется совместное освоение космического пространства.

В августе 2013 года состоялся визит в Бразилию заместителя министра иностранных дел Израиля Зеэва Элькина, который посетил еврейскую общину Сан-Паулу, встретился с губернатором Сан-Паулу Хиральдо Алкмином. Губернатор высоко оценил вклад еврейской общины в бразильское общество, а Элькин в свою очередь назвал Хиральдо Алкмина истинным другом Израиля и еврейской общины Бразилии.

Эдуард БЕЛЫЙ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции