Папы приходят и уходят
Визит в Израиль папы римского Франциска I — четвертый официальный визит «наместника св. Петра» в еврейское государство. Сколько бы их ни было, речь идет об историческом событии. Учитывая, что католическая церковь по-прежнему сохраняет огромное влияние во многих странах Европы, Северной и Латинской Америки, отношения с Ватиканом, его позиция по происходящему в Ближневосточном регионе необычайно важна для Израиля.
В ходе состоявшегося визита было, как обычно, произнесено немало красивых слов и сделано немало красивых жестов. Вместе с тем Израиль не услышал из уст папы ни осуждения палестинского террора и обстрела мирных городов, ни признания неотъемлемого права евреев на свою историческую родину. Больше того: согласно всем официальным заявлениям Ватикана, вообще не было визита папы Франциска I в Израиль, а было «посещение Святой земли».
И дело, видимо, не только в политкорректности…
Пролетая над Ближним Востоком
Когда самолет «Альиталия» вошел в территориальное пространство Израиля, командир экипажа связался с наземными службами аэропорта Бен-Гурион и с дрожью в голосе сказал, что хочет передать «благословения святого отца президенту Шимону Пересу и всем жителям Израиля».
«Пролетая над Святой землей, я благословляю вас и весь народ Израиля. Из самых глубин сердца я молюсь за всех жителей вашей страны и надеюсь на встречу с ними», — зачитал пилот первое послание папы римского Франциска израильтянам.
В ответ кто-то из диспетчеров не преминул вспомнить шутку о том, что написанное две тысячи лет назад первое послание апостола Павла евреям так и не дошло до адресатов из-за очередной забастовки на израильской почте.
«Визит папы в Святую землю» начался с посещения Иордании, в ходе которого он встретился с королем Абдаллой и беженцами из Сирии. Подводя итоги этих встреч, папа заявил, что первостепенной задачей всех здоровых сил региона является достижение мира в Сирии и решение израильско-палестинского конфликта путем «претворения мечты о двух государствах в действительность».
Таким образом, вольно или невольно «наместник Петра», по сути дела, уравнял внутренний конфликт в Сирии, уже унесший сотни тысяч жизней и оставивший без крова миллионы людей, с происходящим в Израиле, Иудее и Самарии — хотя знак равенства тут явно не подходит.
Тысячи палестинцев и израильских арабов встречали въехавшего в Бейт-Лехем на скромном автомобиле Hyundai папу Франциска. Улицы Бейт-Лехема были украшены плакатами, из текста на которых следовало, что Иисус Христос, оказывается, был... чистокровным палестинцем, который и сегодня с небес с болью взирает на страдания своего народа.
В ходе состоявшейся после торжественной мессы встречи понтифика с лидером ПА Абу Мазеном папа повторил, что будет неустанно содействовать тому, чтобы «палестинцы и израильтяне могли жить в мире».
«Здесь, из места, где родился принц мира, я приглашаю двух президентов присоединиться к моей глубокой молитве к Б-гу о даровании мира, — заявил папа по окончании встречи с Абу Мазеном. Я предлагаю избрать Ватикан в качестве места для такой молитвы», — сказал папа.
Из окружения понтифика не замедлили сообщить, что Перес и Абу Мазен уже дали согласие на такую молитву, и она, вероятнее всего, состоится 6 июня. Как выяснилось чуть позже, предложение папы отнюдь не было спонтанным — оно было выслано Пересу еще неделю назад, и тот согласовал свой положительный ответ с Биньямином Нетаниягу.
Франциск лишь благосклонно выслушал сетования Абу Мазена по поводу того, что «евреи вытесняют христиан из Иерусалима». Он не только прямо, но и намеком (по меньшей мере, в публичном выступлении) не дал понять, что это — откровенная ложь; голая статистика свидетельствует, что если христиане откуда-то вытесняются, то из палестинских населенных пунктов, и прежде всего из того же Бейт-Лехема. А ведь этих слов в ответ на лживую пропаганду от него ждали не только в правительстве Израиля. В первую очередь их ждали христиане, живущие в ПА и в Израиле. Им было крайне важно, чтобы папа возвысил голос в защиту своей паствы и таким образом показал бы палестинскому руководству, что Ватикан знает, что происходит, и, если надо, сумеет привлечь внимание мирового сообщества к этой проблеме.
В аэропорту Бен-Гурион, куда Франциск I прибыл во второй половине дня в воскресенье, его встречали Биньямин Нетаниягу, Шимон Перес и 11 министров. Министры от «Еврейского дома» и «Еш атид», а также министры Сильван Шалом, Буги Яалон, Лимор Ливнат и Яир Шамир (все — «Ликуд бейтейну») и спикер Юлий Эдельштейн по разным причинам (в том числе, как выяснилось, и по идеологическим) решили уклониться от участия в церемонии встречи и рукопожатия папы.
В своем выступлении в аэропорту папа опять заявил, что у Израиля и палестинцев нет другого пути, кроме как прийти к миру, и осудил теракт в Брюсселе.
– Израиль — государство, стремящееся к миру. И даже если этот мир должен родиться в муках, мы предпочитаем эти родовые муки угрозе войны! — заявил в ответ президент Шимон Перес.
– Вы принесли с собой дух примирения, веры и мира. Ваш визит предоставляет нам возможность показать вам истинный Израиль — открытое, демократическое и развивающееся государство. В то время как христиане подвергаются преследованию в других странах Ближнего Востока, Израиль был и остается островом толерантности в бушующем океане ненависти, — вторил Пересу премьер-министр Биньямин Нетаниягу.
Мы — за мир и дружбу?
Надо признать, что программа визита папы в Иерусалим была необычайно насыщенной. Помимо встречи с местными лидерами церкви и верующими в храме Гроба Господня, она включала посещение Храмовой горы и дружескую встречу с муфтием Мухаммедом Хусейном (тем самым, который назвал евреев «врагами Аллаха»); визит к Стене Плача, посещение музея «Яд ва-Шем», отдельные приемы у президента Переса и Биньямина Нетаниягу, встречу с двумя главными раввинами Израиля, а также мессу в горнице Тайной вечери.
Самыми волнующими моментами визита, вне сомнения, стали посещения понтификом могилы Теодора Герцля и мемориала «Яд ва-Шем», где во время встречи с жертвами Катастрофы папа поцеловал им руки. Здесь же он произнес импровизированную молитву с просьбой к Всевышнему «дать людям испытать всю глубину стыда за то, что человек, созданный по Его образу и подобию, мог сотворить подобные чудовищные преступления». Но, по словам журналиста Ноаха Клигера, он все же ждал от визита папы в «Яд ва-Шем» не этих, в общем-то, затасканных слов, а чего-то большего — например, признания в том, что те, кто сотворил эти чудовищные преступления, были в массе своей верующими христианами, в том числе и католиками.
Во время встречи в Президентском дворце папа преподнес Шимону Пересу в качестве подарка медаль, выпущенную в честь 50-летия примирения между Католической и Православной церквями после 900 лет непрерывной вражды.
Оттолкнувшись от этого, Шимон Перес выразил надежду, что так же, как сумели примириться две конфессии, смогут примириться и евреи с арабами. Однако для этого, тут же продолжил Перес, необходимо, чтобы одна из сторон отказалась идти по пути убийств и насилия.
«У тех, кто убивает, нет Б-га в сердце. Они убивают без суда. Без деления на правых и виноватых. Без милосердия. И я считаю, что мы должны объединиться в борьбе за святость человеческой жизни, за то, чтобы убедить весь мир в том, что не может быть большего противоречия, чем противоречие между убийством и верой в Б-га», — сказал Шимон Перес.
Любопытно, что в сходном духе выступил на встрече с понтификом и главный раввин Израиля Давид Лау. «Кровь невинных жертв взывает к нам из-под земли, и нам бы хотелось видеть в вас партнера по воспитанию в человечестве любви к человеку, осознанию святости жизни, ибо все мы созданы Б-гом. Мне бы хотелось пригласить вас принять участие в организации межконфессионального съезда, который обратился бы ко всем религиозным лидерам с напоминанием о несовместимости веры в Творца и насилия», — сказал рав Лау.
Оба — и Шимон Перес, и рав Давид Лау — явно ожидали от понтифика осуждения любого вида террора, но его так и не последовало. Вместо этого были давно избитые речи о том, что Иерусалим должен стать городом мира и все его святые места обязаны быть открыты для верующих (без упоминания о том, что на Храмовой горе запрещено молиться евреям); что всем нужен мир, и весьма изящные комплименты понтифика в адрес своих собеседников.
Так, в беседе с Пересом папа Франциск вспомнил библейское выражение о том, что счастлив тот, кто находится в доме мудреца, а также вспомнил о своих добрых отношениях с еврейской общиной Буэнос-Айреса в годы жизни и служения в Аргентине.
«Ваше Святейшество, мы надеемся, что ваш призыв к толерантности, к мирному сосуществованию, к прекращению подстрекательства, антисемитизма и террора будет услышан и принят всеми нашими соседями. Если прекратится подстрекательство против Государства Израиль, если прекратится террор, тогда нам не понадобятся такие средства защиты, как забор безопасности, спасший тысячи жизней. Я желаю, чтобы наши соседи услышали также ваш призыв, Ваше Святейшество, признать государство Израиль и право евреев жить в своей стране в мире и безопасности. Это если и не принесет мир всему миру, то принесет мир на эту небольшую территорию», — сказал во время беседы с Франциском I Биньямин Нетаниягу.
Но, пожалуй, лучшим из всего, что было сказано Нетаниягу в ходе встречи, было обещание премьера… помолиться за папу — в ответ на обещание папы молиться за жителей Израиля. Кто знает, чья молитва сильнее — премьера еврейского государства или понтифика? По этому вопросу вполне можно устроить теологическую дискуссию…
Словом, все было очень мило, пристойно и политкорректно. Конечно, от этого визита многие ждали чего-то большого — скажем, более объективного отношения папы к происходящему в регионе, к более откровенным его заявлениям о том, на чьей стороне сегодня Ватикан — «Сынов Света» или «Сынов Тьмы»…
Петр ЛЮКИМСОН,
«Новости недели», Израиль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!