V Одесский кинофестиваль

 Марина Константинова
 2 октября 2014
 2930
Стоп-кадр первый. «Пятый, юбилейный и особенный» Одесский международный кинофестиваль ежегодно проводится в середине июля. Фестиваль этого года стал во многом особенным. Он планировался как юбилейный, а следовательно, особо торжественный. Однако сегодняшняя ситуация внесла свои коррективы. Но у организаторов не было мысли отменить фестиваль. Они решили, что кинофорум состоится. Формат фестиваля был изменен. Не было торжественных приемов, светских вечеринок. В ходе фестиваля многие мероприятия начинались с минуты молчания.

Вот несколько цифр, показывающих масштаб кинофорума: за девять дней фестиваля (с 11 по 19 июля) было показано 76 фильмов, снятых кинематографистами 30 стран четырех континентов; число зрителей, посетивших кинофестиваль, достигло 105 тысяч. Год оказался урожайным на еврейские темы фильмов и персоналий.

Стоп-кадр второй. Гран-при Одесского кинофестиваля получил израильский фильм «Мотивации ноль»

В последний день фестиваля был объявлен фильм — победитель международной конкурсной программы, состоящей из 12 картин. По итогам зрительского голосования Гран-при — статуэтку «Золотой Дюк» и денежное вознаграждение в размере 12 тысяч евро — получила картина израильского режиссера (она же автор сценария) Тальи Леви «Мотивации ноль». Картина, рассказывающая о жизни девушек, служащих на военной базе на юге Израиля, их быте, рутинной работе в штабном офисе, покорила зрителей яркостью персонажей, эксцентричностью некоторых сцен, юмором и грустью, а порой и трагическими поворотами. «Черная комедия», в которой исследуются мотивы поступков героев, межличностные отношения, вопросы долга, дружбы, предательства, получила самый высокий рейтинг. Зрители сделали свой выбор, и я думаю, что это очень важный этап в развитии и признании израильского кино на международном уровне. На фестивале картину представляли режиссер Талья Леви и актриса Шани Кляйн.

 

Стоп-кадр третий. Евгения Додина — израильтянка с могилевскими и московскими корнями

В международное жюри, которое возглавил режиссер и продюсер из Великобритании Питер Веббер, была приглашена израильская актриса Евгения Додина. Она родилась в белорусском Могилеве, училась в Москве. Там же начала свой актерский путь в Театре им. Маяковского. А потом — переезд в Израиль. Евгения начала играть со своими бывшими коллегами по московской сцене в израильском театре «Гешер». Первое время на русском языке, потом на иврите, причем учила роли и играла, еще не владея языком. Снялась во многих фильмах. Сейчас работает и в театре, и в кино. Играет не только в Израиле, но и в Германии. Яркая, элегантная, с низким грудным голосом, Евгения очаровала гостей фестиваля. Она дала мастер-класс для участников летней киношколы. А также представила во внеконкурсной программе израильско-немецкий фильм «По тебе не видно», в котором сыграла центральную роль. Картина была показана для всех желающих в кинотеатре под открытым небом и собрала на просмотр множество одесситов и гостей города.

 

Стоп-кадр четвертый. «Ида»

В рамках программы «Фестиваль фестивалей» был показан польский фильм режиссера Павла Павликовского «Ида». Воспитанница католического монастыря юная сирота Анна готовится стать монахиней. Накануне этого важного для нее события настоятельница монастыря рассказывает ей о том, что у нее есть тетка, с которой ей надо повидаться. С этого момента все меняется в жизни девушки. Ее тетка, судья Ванда, жесткая и экстравагантная женщина, рассказывает Анне, что ее настоящее имя Ида, ее родители — евреи, которых убили во время немецкой оккупации. А ее, совсем малышку, чудом удалось спасти и передать местному священнику.

Черно-белая стилистика фильма подходит к поднятой теме и созданным актерами образам. Вместе с теткой Ида едет в местечко, где жили ее родители, видит свой дом, ныне занятый польской семьей. Именно эти люди одно время прятали от немцев еврейскую семью, а потом, испугавшись, один из сыновей польского крестьянина сам убил и родителей Иды, и маленького сына Ванды. В обмен на обещание оставить их семью в покое убийца показывает место, где закопал останки.

Да, он убийца, но он же и отнес Иду священнику, чтобы тот укрыл у себя девочку. Ведь она была такая маленькая, что немцы не могли узнать в ней еврейку. Зло, добро, страх за себя, спасение другого — что здесь первично, что вторично, есть ли прощение поступку крестьянина, ждет ли он прощения от вернувшихся теней прошлого, простит ли он сам себя? Близкие перезахоронены в семейной могиле на еврейском кладбище, но нет успокоения ни Иде, ни ее тете.

Трагический финал Ванды закономерен. Открытый финал в судьбе Иды – Анны — повод каждому подумать, что для него важно в этом мире — сама жизнь или ее отражение.

 

Стоп-кадр пятый. «Бумажные души»

Особым подарком для зрителей фестиваля стал фильм «Бумажные души» французского режиссера Венсана Ланно. На пресс-конференции этот щемящий, трогательный фильм с блистательным Пьером Ришаром в одной из главных ролей представил продюсер Патрик Кине. И в этом фильме была еврейская история. Именно Пьер Ришар, милый, чудаковатый герой любимых нами французских комедий, здесь отошел от чисто комедийной темы и создал образ старого еврея, исследователя документов Варшавского гетто, который за грудой дневников, писем, свидетельств ищет весточку от погибшего младшего брата. Это одновременно и трагический и комический персонаж.

В фильме есть сцены, которые заставляют плакать. Сколько горечи и боли, памяти и надежды в последней фразе Пьера Ришара: «Зайт гизунт!» Но и смешных, забавных эпизодов в фильме не мало. Как сказал Патрик Кине, это не типичная французская комедия, в ней много не характерной для этого жанра таинственности, мистики. Еврейская тема, по словам продюсера, была положена в основу истории, так как автор сценария — еврей. И именно эта тема, по словам создателей фильма, сделала картину такой тонкой, трогательной, обостренно-щемящей. Еще на этапе предварительной работы каждый из трех членов команды (автор сценария, продюсер, режиссер) мечтал пригласить в картину именно Пьера Ришара. И все были безмерно рады, когда он, прочитав сценарий, сразу согласился сниматься в фильме.

Еще одну историю рассказал продюсер о музыке к фильму. Музыкальным оформлением фильма занимался люксембургский композитор Гаст Вальтцинг. Работа была уже полностью завершена. Но во время предварительного просмотра несколько друзей режиссера сказали, что в музыке не хватает нежности, скрипичного звучания. И за две недели композитор написал совершенно новую музыку, сочетающую в себе и джаз и еврейские мотивы.

 

Стоп-кадр шестой. «Свидания вслепую» — это как глоток шампанского!

Фильмы — призеры фестиваля — это отдельная история. Лучшим фильмом фестиваля жюри назвало работу грузинского режиссера Левана Когуашвили «Свидания вслепую». Фильм достойно продолжает традиции грузинского кино, легкого, прозрачного, искрящегося и ускользающего. Его можно, как сказала член жюри кинофестиваля актриса Ольга Дыховичная, сравнить с глотком шампанского!

Приз за лучшую режиссерскую работу получил китайский режиссер Йинан Дяо за фильм «Черный уголь, тонкий лед». Это решение жюри вызвало удивление среди многих представителей СМИ, так как зрители поставили ему самую низкую оценку. Председатель международного жюри Питер Веббер сказал на брифинге, посвященном закрытию фестиваля, что прокатная судьба фильма и зрительский успех не всегда соответствуют художественным достоинствам киноленты. Члены жюри оценивали фильм именно как профессионалы.

Победителем в номинации «Лучшая актерская работа» стала Анжелика Литценбургер (фильм Party Girl, Франция). Замечательная актерская работа и довольно смелый рассказ языком киноленты личной истории старой актрисы кабаре. Победителем украинского национального конкурса объявлена полнометражная документальная лента «Сумерки», режиссер Валентин Васянович. Почетный приз за вклад в киноискусство был вручен режиссеру Кире Муратовой.

Фестиваль завершился. Послевкусие от него такое, какое остается от хорошего застолья с изысканными блюдами: острыми, пряными, пресными, сладкими, солеными, жареными и печеными, соответствующими кухне разных народов и стран. И, как вы могли заметить, еврейская кинокухня занимала достойное место в этом пиршестве кино! А если еще учесть, что все это сопровождалось общением с интересными гостями, их волнующими рассказами, то можно смело сказать, что кинофорум получился замечательным!

Ждем следующий, VI Одесский кинофестиваль в 2015 году!

Марина КОНСТАНТИНОВА, Тула – Одесса



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции