Король джаза. Памяти Георгия Гараняна
В нынешнем году выдающемуся саксофонисту, дирижеру и композитору Георгию Гараняну исполнилось бы 80 лет. Музыкант родился в 1934 году. Свою музыкальную карьеру начинал в оркестрах под управлением Юрия Саульского и Олега Лундстрема. В 1973–1982 годах руководил ансамблем «Мелодия». Визитной карточкой ансамбля была музыка популярных советских композиторов в джазовой обработке. Первая же пластинка была продана тиражом 4 миллиона экземпляров. Гаранян — заслуженный артист и народный артист РФ, он — единственный джазовый музыкант, получивший Государственную премию России.
Одна из недавних программ «Русской службы новостей» (РСН 107.0) была посвящена юбилею Георгия Гараняна. В гости к ведущему программы «Молочные братья» Игорю Сандлеру и его коллеге Николаю Богайчуку пришла вдова Гараняна, журналистка Нелли Закирова. Воспоминания о Георгии Арамовиче, истории и малоизвестные эпизоды его жизни переплетались в передаче с музыкальными фрагментами, вошедшими в золотой фонд советского джаза.
О сочинском фестивале «Царь-Джаз»
В свое время Георгий Гаранян был автором популярной радиопередачи «Джаз-клуб Георгия Гараняна» на «Радио России – Культура». К сожалению, сам маэстро не дожил до того дня, когда его очередное детище — фестиваль «Царь-Джаз» — увидело свет. Идею воплотила в жизнь вдова музыканта Нелли Закирова вместе с его коллегами, друзьями и поклонниками. Девизом фестиваля стали строки: «Джаз для всех! Джаз для вас!»
Из интервью Игоря Сандлера
И. Сандлер.: – В конце сентября (2014 года. – Ред.) в Сочи проходил фестиваль «Царь-Джаз», посвященный 80-летию со дня рождения Георгия Арамовича Гараняна. Кто представлял джаз на этом фестивале?
Нелли Закирова: – Традиционно это был биг-банд Георгия Гараняна — ансамбль «Мелодия» под управлением дирижера, финна Антти Мартина Риссонена. Ему 37 лет, он прекрасно разбирается в любой музыке и нашел контакт с исполнителями. В Финляндии он дирижирует как симфоническими, так и джазовыми оркестрами. Антти мы считаем своим, он уже и по-русски начал говорить. А из зарубежных участников согласие провести мастер-классы дали Майкл Мвенсо (вокал, США), Ла Гейла (вокал, Швеция) и Ксения Пархатская (танец). Майкл Мвенсо — вокалист и шоумен. Он британец, но в последнее время работает в США. Шикарная певица Ла Гейла красива и прекрасно поет. Она живет в Стокгольме. И Ксения Пархатская, замечательная танцовщица. Хочу сказать о постоянном участнике наших фестивалей Алексее Алексеевиче Кузнецове. Обычно он скромно сидит в оркестре, и если ему не предложить сыграть соло, он и не попросит. Он продолжатель дела великих джазменов и сам — великий джазмен. Музыку в его исполнении мы слышали в сериале «17 мгновений весны». Добавлю об остальных участниках фестиваля: виолончелист Борислав Струлёв, баянист Айдар Гайнуллин, гитарист Дмитрий Илларионов. Все они не в первый раз участвуют в фестивалях, публика их знает и любит.
Главной задачей, которую ставил перед собой Гаранян, была популяризация джаза. А фестивали играют в этом большую роль. Молодым ребятам, которые пришли в ансамбль, старая джазовая музыка сначала нравилась потому, что ее любили их родители, а теперь они ее любят и считают своей родной. Мы проводим два детских фестиваля в Москве. Там тоже звучит эта музыка, ее играют молодые ребята — младший оркестр из школы Гольденвейзера, которым руководит Евгений Волошин. Один из тромбонистов нашего оркестра сказал, что ему очень помогают эти фестивали. Например, его ученик сказал: «А почему мы играем эту музыку? Давайте играть то, что играет оркестр Гараняна!»
Когда артист может
не выйти на сцену…
Вот несколько историй про Гараняна, которые рассказала Нелли Закирова во время программы Игоря Сандлера.
История первая
– У Георгия заболело горло, и он почти лишился голоса. Он вышел на сцену и сказал: «Я себя не очень хорошо чувствую. Но есть одна причина, по которой артист может не выйти на сцену. Вы знаете, какая это причина?» – «Какая?» — спросили в зале. Он ответил: «Смерть».
История вторая
– Нашим другом был Святослав Бэлза. Георгий и Слава часто уезжали и приезжали вместе. А поскольку Слава не только наш друг, но и сосед, я их частенько встречала и провожала. Вот едем мы однажды в машине, и Слава спрашивает: «Жора, ты рассказал Нелле, что было в Вильнюсе?» – «А что было в Вильнюсе?» — спрашиваю я. – «Как?! Ты не рассказал?!» Тогда Георгий говорит: «Ну, ладно, расскажи, она же все равно пристанет». Дело в том, что в Вильнюсе есть несколько ступенек перед выходом на сцену, а Жора их не заметил, шагнул мимо этих ступенек. И на глазах изумленной публики рухнул на сцену! Но успел спасти саксофон. Зал ахнул. И что, вы думаете, сделал Георгий? Он взял микрофон и сказал: «Да вы не волнуйтесь, мы всегда так начинаем».
Из интервью Игоря Сандлера
И.С.: – Почему Георгий Гаранян девять лет был невыездным?
Нелли: – В 1965 году Георгия с квартетом послали в Чехословакию. Принимали их восторженно. Уиллис Конновер из «Голоса Америки», известный человек в джазовом мире, высоко отозвался о квартете Гараняна, передавал его много раз в своей знаменитой передаче. Это и стало причиной того, что с 1969 года Георгий девять лет был невыездным — как человек, музыку которого передает «Голос Америки».
И.С.: – Только за это?
Нелли: – В то время этого было достаточно. Ему было обидно. Георгий был востребован во всем мире, но на все приглашения Министерство культуры отвечало, что Гаранян занят или болен. Таким образом, были отняты девять лучших лет его жизни. Ведь он прославился рано, в 17-18 лет. А когда приходил за гонораром или еще по каким-то делам в зрелом возрасте, его часто спрашивали: «Вы сын (или племянник) того Гараняна?» Он был модным московским парнем. Играл на танцплощадках, не раз уходил оттуда, держа пятерку или десятку в кулаке.
И.С.: – А джаз разрешали играть в те годы?
Нелли: – Конечно, нет. Георгий учился тогда в Московском станкоинструментальном институте. И когда его музыкальной группе хотелось играть джаз, они придумывали какую-нибудь сценку, где классические музыканты борются с акулами империализма, играющими джаз. Естественно, побеждали классики. Тем не менее...
И.С.: – «Акулы» звучали, и все этому радовались.
Нелли: – Да. Как только он получил диплом инженера-механика широкого профиля, он пошел и устроился на работу в Москонцерт в ансамбль Эдит Утесовой. Его приняли. А Саульский его ругал за плохой звук. Но Георгий сделал все, чтобы звук стал хорошим. Он занимался часами, губы разбивал в кровь. И бросил саксофон, не прикасался к нему несколько дней. А потом взял саксофон в руки, и вдруг появилась какая-то легкость, звук прекрасный. Так Георгий достиг своего.
И.С.: – Нелли, расскажите об альбоме Just for Fun, который вышел в 2000 году.
Нелли: – Этот альбом был записан специально к гастролям на Тайване — по заказу тайваньских заказчиков. Диск разлетелся, и там, и здесь. Там записаны замечательные композиции в аранжировке Гараняна. Название диска — «Забавы ради». Идет как-то Гаранян по краснодарскому рынку с пиратской продукцией и видит, что сидит человек и продает этот диск. Гаранян не стал спрашивать, есть ли у продавца право на продажу, только спросил: «У тебя много этих дисков?» Тот ответил: «30 штук». Жора сказал: «Беру все». Дело в том, что при всей огромной дискографии Георгия купить его оригинальный диск на той же Горбушке было практически невозможно — все продавалось сразу. А пираты все допечатывали.
Вместо эпилога
Георгий Гаранян умер 11 января 2010 года в Краснодарской больнице скорой медицинской помощи. В Краснодар он приезжал для совместных выступлений с композитором Мишелем Леграном и своим Краснодарским биг-бандом. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!