«Так это было на земле»

 Ирина Любавина
 31 июля 2015
 2974
На маленькой сцене Российского молодежного театра (художественный руководитель Алексей Бородин) поставлен спектакль «Жизнь одна» по лейтенантской прозе Вячеслава Кондратьева и «Колымским рассказам» Варлама Шаламова. Автор инсценировки, режиссер-постановщик — Владимир Богатырев. Ему же принадлежит художественное и музыкальное оформление спектакля.  

На небольшом пространстве, которое только условно можно назвать сценическим, несколько молодых, недавно принятых в труппу РАМТа актеров (за исключением заслуженной артистки России Татьяны Веселкиной и Алексея Мишакова, работающего в РАМТе около десяти лет), исполняющих каждый по несколько ролей, смогли передать зрителям всю горечь и боль происходившего с их героями: и в лагере за решеткой, и в окопах ­войны. Все они играют убедительно, с отдачей, донося до зрителей весь ужас времени, в котором живут их герои, обстоятельства, в которых они оказались, их проблемы и мысли. Номерки на зрительских сиденьях и прием, когда один артист исполняет по несколько ролей, отсылают к спектаклю «Ничья длится мгновенье», поставленному в этом театре несколько лет назад режиссером Миндаугасом Карбаускисом.

Однако там режиссер работал с инсценировкой одного романа («Ничья длится мгновенье», или «Вечный шах» И. Мераса), где действие происходит в одном месте — еврейском гетто. В спектакле «Жизнь одна» действие происходит и на войне, и в сталинском концлагере: литературную основу постановки составили лейтенантская проза В. Кондратьева («Асин капитан», «На станции Свободный», «Не самый тяжкий день») и «Колымские рассказы» В. Шаламова («Серафим», «Мой процесс», «Сухим пайком», «Надгробное слово», «Ягоды»).

Кроме того, в спектакле использованы фрагменты из повести Л. Чуковской «Спуск под воду» и песни А. Галича. Главное, что объединяет эти произведения, — беда и человек в беде. Надо отметить высокий уровень инсценировки: швов между стилистически разными кусками не заметно, текст слит и спаян так, как будто его написал один человек.

В этом литературно-сценическом пространстве органично существуют Юрий Трубин (Андрей, Виктор, Арестант), Изнаур Орцуев (Серафим, Капитан, Сержант), Алексей Мишаков (Мачихин, Начальник, Солдат), Анастасия Прокофьева (Ася), Александра Аронс (Катя, Надя) и Татьяна Веселкина (Женщина, Хозяйка). Минимальными средствами достигается переход от одной роли к другой: табуретка вместо стула, фуражка вместо пилотки, курточка вместо шинели, гимнастерка вместо ватника — и перед зрителем другой персонаж и другая история…

Иногда актеры (И. Орцуев, А. Мишаков) играют не просто разных персонажей, а психологически совершенно противоположные роли (Капитан–Сержант, Начальник–Солдат), но это получается у них умело и достоверно. Хороши в женских ролях А. Прокофьева (у нее одна роль) и А. Аронс, они молоды, как и их героини, у которых, кажется, все впереди… Героини, которых играет Т. Веселкина, уже не так молоды, у них за плечами непростая судьба, и актриса играет уставших от пережитого, но не сломленных женщин без нарочитости, обыденно, и от этой обыденности веет такой грустью, такой безысходной тоской, что становится не по себе.

В спектакле нет главных ролей. Тем не менее больше всех запоминаются герои Юрия Трубина. Молодой артист, ему 24 года, снялся в нескольких фильмах, в Интернете можно найти размер его одежды и обуви. Но не увидев этот спектакль, трудно понять всю меру его актерского дарования и человеческих качеств. Потому что без сопереживания, без потребности знать и помнить, быть благодарным, так сыграть, как он, невозможно. Пожалуй, именно благодарность к людям, о судьбах которых они рассказывают, сочувствие им делают игру всех артистов такой щемяще-пронзительной.

Уже не раз отмечалось, что Владимиру Богатыреву, который поставил немало спектаклей и в Москве, и за ее пределами, под силу заставить публику дышать в одном ритме с актерами. Так случилось и на этот раз, с новым спектаклем РАМТа «Жизнь одна».

Ирина ЛЮБАВИНА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции