«Сияла ночь, луной был полон сад…»

 Наталья Четверикова
 28 января 2016
 3492

Счастливой любви у поэтов не бывает, и свои разбитые сердца они врачуют стихами. В конце концов, такова участь всех поэтов. Когда роковая случайность наложила трагический отпечаток на жизнь Афанасия Фета, русская любовная лирика обогатилась шедеврами.

Служить красоте

Знойное лето 1848 года было на исходе. В херсонском захолустье офицеры кирасирского полка, бравые кавалеристы, танцевали на балу. Фет, 28-летний поручик, был представлен очаровательной барышне. Природная грация, смуглая кожа, роскошь черных волос. Это была 24-летняя Мария Лазич, дочь мелкого помещика, обрусевшего серба, талантливая пианистка.

Девушка из херсонских степей уже давно любила и знала наизусть фетовские стихи, «такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески-благоговейные», как сказал о них поэт Яков Полонский. Являясь почитателем Шопенгауэра, Афанасий Фет считал, что художник должен быть свободен от требований морали и служить только красоте. Мария разделяла его убеждения. Она была вольнолюбивой натурой, восхищалась Гарибальди и курила папиросы в знак протеста лицемерному обществу. Две родственные души захватило глубокое чувство.

Однажды Фет перелистывал альбом Марии и увидел прощальные слова с нотными знаками, а под ними подпись: Ференц Лист. Венгерский композитор недавно гастролировал в тех краях, и в его словах прощания с музыкально одаренной поклонницей сквозила боль предстоящей разлуки. Поэт ощутил укол ревности.

Через год Фет пишет другу, что встретил существо, которое любит и глубоко уважает, «идеал возможного для меня счастья и примирения с гадкой действительностью. Но у ней ничего и у меня ничего». Тем не менее их встречи продолжались — в гостиной, при лунном свете, до утра. «В дымных тучках пурпур розы, / Отблеск янтаря, / И лобзания, и слезы, / И заря, заря!» Чтобы не компрометировать девушку, Фет должен был с ней расстаться. «Я не женюсь на Лазич, — пишет он другу, — и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений. Она передо мной чище снега...»

 

Прусак из русской глубинки

Любовь бесприданницы и полунищего офицера могла лишь усугубить положение обоих. Это значило бы для Фета навсегда похоронить будущее в убогом гарнизонном прозябании с кучей детей и измученной женой. Мария его понимала и не осуждала, ведь еще в начале их знакомства он поведал ей историю своей семьи.

Почти всю сознательную жизнь Афанасий Фет посвятил борьбе за право носить фамилию отца — Шеншин. Хотя был ли в действительности тот его отцом, неизвестно. Никто не может с уверенностью сказать, какова даже точная дата рождения Фета. Известно только, что он был сыном молодой женщины Шарлотты-Елизаветы Фёт, жены чиновника Иоганна Фёта из Дармштадта. Но родился будущий поэт в России, в Орловской губернии, в имении богатого помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Младенец был наречен Афанасием и записан в метриках как законный сын неженатого в тот момент Шеншина.

Ребенок рос в достатке и ласках, пока по доносу анонима не обнаружилась «ошибка» в документах: наследник старинного рода и больших денег на самом деле — простой немецкий подданный. В итоге 14-летний отпрыск был лишен фамилии, дворянства и средств к существованию. «Смущаюсь я не раз один: / Как мне писать в делах текущих? / Я между плачущих Шеншин, / И Фет я только средь поющих». Немецкий подданный тянул армейскую лямку не только для того, чтобы выжить, но ради осуществления заветной цели — вернуть себе дворянский титул и наследство.

 

Огненная жертва

Запутанный любовный узел разрубила сама жизнь. В 1850 году Фету пришлось отлучиться по служебной надобности, а когда он вернулся, его ждала страшная весть: Мария Лазич трагически погибла. Она умерла страшной смертью, причем во многом загадочной.

По официальной версии девушка лежала на диване в кисейном платье и читала. Закурив папиросу, она бросила спичку, даже не посмотрев, долетела ли она до пола. Внезапно загорелось платье. Испугавшись, Мария кинулась на балкон, но от ветра пламя поднялось выше головы, и бедняжка превратилась в живой факел. В тот момент в доме было безлюдно.

Фет слушал этот жуткий рассказ, не прерывая, без кровинки в лице. Спустя 40 лет он слово в слово воспроизведет его в своих воспоминаниях.

Но существует и другая версия. Вскоре после рокового объяснения с Фетом Мария, надев его любимое белое платье, зажгла в комнате сотню свечей. Помещение пылало светом, и девушка уронила на себя свечу. Она была готова стать сожительницей своего возлюбленного, перенести все тяготы быта, любые испытания и невзгоды, только бы не расставаться с ним. Но Фет, как сам признавался, «не взял в расчет женской природы».

Если Мария убила себя, то сделала это так, чтобы не затруднить жизни любимому, ничем не отяготить его совесть. Умирая в мучениях, она кричала: «Во имя неба, берегите письма!» и скончалась со словами: «Он не виноват — а я». Фетовские письма, самое дорогое, что у нее было, не сохранились. Остались стихи, которые лучше всяких писем увековечили их любовь.

 

Проза жизни и поэзия смерти

Что он потерял, Фет понял гораздо позже. Придет время, и тень Марии Лазич властно возьмет все, в чем было отказано ей при жизни. «Итак, идеальный мир мой разрушен, — пишет Афанасий Афанасьевич родственнику. — Ищу хозяйку, с которой будем жить, не понимая друг друга». В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной, дочери богатейшего московского чаеторговца. И на приданом жены вышел в крупные помещики.

«Говорил он больше о предметах практических, сухих, — вспоминали мемуаристы, — спокойно рассуждал о навозе, а жену Толстого учил правильно готовить щи». Через год Фет ушел в отставку, так и не добившись возвращения титула, и занялся благотворительностью, а литературу до времени оставил. Он словно растворился в усадебном мирке, в наконец-то наступившем житейском покое — комната с лежанкой, цветы, вишневое варенье, ленивый кот и ощущение бренности земного бытия. 

Но Фет не мог забыть Марию Лазич, ее образ порой возникал абсолютно явственно, почти физически ощутимо, и питал его лирику. Это монологи к умершей — страстные, рыдающие, полные раскаяния. Сила чувств такова, что поэт не верит в смерть, не верит в разлуку. «Долго снились мне вопли страданий твоих, — / То был голос обиды, бессилия плач; / Долго, долго мне снился тот радостный миг, / Как тебя умолил я — несчастный палач».

Воспоминаниям о любимой женщине посвящена поэма Фета «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» И конечно, его лебединая песня — самые пронзительные строки «Вечерних огней»: «И снится мне, что ты встала из гроба, / Такой же, какой ты с земли отлетела. / И снится, снится: мы молоды оба, / И ты взглянула, как прежде глядела...»

 

Навстречу возлюбленной

Быть может, отставной кавалерист продолжал бы любоваться закатами и не ждать перемен к лучшему, если бы не судебная реформа Александра II. В 1873 году страдалец официально вернул себе фамилию Шеншин и все остальное, но стихи продолжал подписывать фамилией Фет.

Однако душевное здоровье стареющего поэта оставляло желать лучшего. Наследственный характер болезни стал очевиден, когда один за другим, но с разными интервалами повредились рассудком его мать, две сестры, оба брата, а затем и племянник. То, что от злого рока выпало на долю Фета, вызывало в нем не только хандру, но даже черный пессимизм. Свою лепту, вероятно, внес и философ Артур Шопенгауэр, известный мизантроп. 

Однажды в ноябре 1892 года Афанасия Афанасьевича потянуло в Москву, но назад он уже не вернулся — умер от застарелой «грудной болезни». Подобно рождению Фета, и его кончина оказалась окутанной покровом тайны, раскрывшейся окончательно лишь четверть века спустя.

За полчаса до смерти он услал жену из дому под благовидным предлогом. Прощаясь, поцеловал ей руку и поблагодарил за все. Затем продиктовал секретарше странную записку: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». А потом побежал в столовую к буфету, очевидно, за ножом, и вдруг упал на стул с широко раскрытыми глазами, словно увидел нечто невообразимое.

Один из самых утонченных лириков, преодолевая удары судьбы, в конце концов сделал свою жизнь, а затем и смерть такой, какой хотел сделать. Бездетный Афанасий Фет был похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции