Главная роль

 
 5 мая 2016
 1983

Максим Суханов — дважды лауреат Государственной премии: в 1996 году за спектакль «Хлестаков» и в 2001 году за постановку «Сирано де Бержерак». Он мастер перевоплощения, но вне сцены и общественных сфер Максим милый, мягкий и приятный в общении человек безо всякой наигранности и позы.

В начале 1960-х, когда начали появляться мои первые публикации, записи на радио и первые книжки, жизнь свела меня со многими талантливыми людьми — поэтами, писателями, музыкантами, редакторами, художниками, режиссерами, дирижерами... Неожиданно я понял, что они все старше меня, некоторые порой вдвое или втрое, как Владислав Соколов, Вано Мурадели, Зиновий Компанеец, Арнольд Гессен, Илья Френкель, Григорий Цейтлин, Вадим Коростылев, многие на целую эпоху — война, хотя по годам они были старше порой всего на пятнадцать лет, как Николай Панченко, Нина Бялосинская, Игорь Ринк, Олег Хромушин... О них, своих друзьях и соавторах я написал потом книгу «Шкаф, полный времени». У них я учился не только потому, что люблю и привык учиться, но поскольку тесное общение с талантливым человеком — всегда радость и невольное приобретение знаний, они обогащали меня своим творчеством и опытом жизни, куда какой непростой.
Некоторые из них были весьма титулованы. А Арнольда Ильича Гессена, например, написавшего замечательные книги о Пушкине «Все волновало нежный ум» и «Рифма, звонкая подруга», забыли даже принять в Союз писателей, чему в 1990-е годы были удивлены на приемной комиссии! Я присутствовал на том заседании и предложил исправить эту нелепую ошибку. Но Арнольд Ильич и не стремился в СП, где больше творчества, как и во всех других творческих союзах, были озабочены распределением квартир, машин, дач, пробиванием изданий и поездок за границу.
Сотни, а может быть, и тысячи творцов ныне забыты, а такие, не носившие званий ни заслуженных, ни народных (в других странах нет похожих званий), остались навсегда, и некоторым из них время доверило обозначать эпохи — время Моцарта, эпоха Пушкина, не признанный, гонимый при жизни поэт Владимир Высоцкий остался навсегда не только в истории культуры страны, но в жизни народа. Михаил Жванецкий прошел тернии советской эпохи и подарил сотни крылатых фраз, выражений великому языку, обогатив его.
Меня всегда занимал вопрос отношения творческих людей к званиям и наградам. Ведь ни Лоуренс Оливье, ни Луи Армстронг не носили никаких званий, и певец русской природы Михаил Пришвин тоже не был титулован. В середине 1980-х после гастролей японского театра кабуки, в спектаклях которого на сцену выходил артист, носящий звание «Национальное достояние», в СССР тоже появилось такое понятие, и национальными достояниями стали театры и музеи.
Я не против того (хотя мое мнение никто и не спросит), чтобы отметить достижения творца какими-то утвержденными высокими титулами. Просто жаль, что их раздают так часто и так легко, что они обесцениваются уже самим их количеством. Даже такие уважаемые во всем мире премии, как Нобелевская или «Оскар», присуждаемые каждый год, дискредитируют эти награды. Разве каждый год случаются выдающиеся, эпохальные открытия или выходят на экран великолепные фильмы?
Мне больше по душе люди, которые относятся к этим наградам равнодушно или со сдержанным чувством юмора. Речь об актере Максиме Суханове. Мое знакомство с его творчеством состоялось в Театре им. Вахтангова на спектакле «Ветер шумит в тополях» по пьесе Жеральда Сиблейраса, современного французского драматурга, поставленном режиссером Римасом Туминасом. Потом был спектакль «Предательство» по пьесе Гарольда Пинтера, поставленный режиссером Владимиром Мирзоевым. Я был удивлен и сильно впечатлен игрой, нет, жизнью на сцене актера Максима Суханова. Он был так органичен, что увлек меня, да и весь зал в тот отрезок жизни, который проживал у нас на глазах! Мы не могли и не хотели этому противиться. Он пригласил нас не только к сопереживанию, но и к сотворчеству.
С режиссером Владимиром Мирзоевым Максима Александровича связывают долгие годы совместной работы и в театре, и в кино. Вот что говорит режиссер об актере (это было в самом начале их знакомства и сотворчества):
– Не буду лукавить, я не сразу осознал, что передо мной стоит и мило улыбается мой лирический герой, мое альтер эго, актер, с которым мне суждено сделать Лира, Сирано, Дон Жуана, Тартюфа, Петруччио, Шпигельского и других. Хотя уже на первых репетициях понял, что Максим способен создать, а потом сколь угодно долго удерживать духовный купол спектакля. Без такого атланта архитектура произведения оказывается шаткой, недолговечной. Пишущие о Суханове часто называют его мастером перевоплощения, хамелеоном. Отчасти это правда. Его не узнавали в роли Сталина в «Детях Арбата», в роли Чиклина в «Котловане», в роли Станиславского в «Театральном романе».
***
Далеко не все роли Максима Суханова в кино и в театре я видел, но больше всего меня поразила его работа в кинофильме «Роль», который, как мне кажется, недостаточно был отмечен прессой. Там роль и актер так совпали, что Суханову удалось невероятно точно сказать о трагичности жизни каждого творца. Это его, Суханова, готовность к самопожертвованию, готовность защищать свои принципы и дорогие его душе идеалы, несмотря ни на что — ни на разор страшных лет становления новой страны и новой власти, ни на еще больший разор в душах окружающих людей.
В нем нет ни на гран назидания и декларативности, он так органичен, в нем такая самость, что ничто чуждое не прилипает к нему, не огрубляет и не марает его облик и душу.
Максим Суханов окончил ­Театральное училище им. Щукина в 1985 году, и с тех пор он — актер Театра им. Вахтангова. За эти годы его интересы значительно расширились, во многих областях он достиг успеха как продюсер, композитор и даже ресторатор! Если Б-г награждает человека талантом, то он проявляется во многих областях.
Конечно, Максим Суханов — мастер перевоплощения, но вне сцены и общественных сфер он милый, мягкий и приятный в общении человек безо всякой наигранности и позы. Он — дважды лауреат Государственной премии: в 1996 году за спектакль «Хлестаков» и в 2001 году за постановку «Сирано де Бержерак». Список творческих наград Максима Суханова длинный: «Золотая маска» за роль Сирано в спектакле «Сирано де Бержерак», три премии «Чайка», две — «Золотой Овен», «Ника» за лучшую роль второго плана в фильме «Страна глухих» и т. д.
Максим, как мне кажется, спокойно относится к этим наградам и считает их, если можно так выразиться, неизбежным следствием его работы, а главное, как он сказал в одном из многочисленных интервью: «Прежде всего, театр — это удовольствие. Мое собственное удовольствие, связанное с реализацией, наверное, моего «я». Это реализация того пути, который мне предназначен. Вполне возможно, что когда-то он может закончиться. Значит, тогда появится какой-то другой путь».
Понятно, что это относится и к работам в кино, и ко всему остальному, чем занимается в жизни Максим Суханов. Просто он не умеет по-другому — это суть его натуры и бережное отношение к времени, которое нам каждому отмерено.
Вот здесь я хочу особенно отметить, что нигде в титрах кинофильмов, ни в программках спектаклей — нигде вы не обнаружите звания артиста Максима Суханова. Его просто нет, этого звания! И это не забывчивость власти или несправедливость судьбы. Это принципиальная позиция артиста, которая мне очень и очень импонирует.
Вот слова, которые предваряют его интервью в передаче «Сноб»: «Максим Суханов — один из самых колоритных российских актеров, человек, умеющий блистательно вживаться в любые роли, будь то герой-любовник или безжалостный злодей. Родился и всю жизнь прожил в самом центре Москвы...»
Он любит Москву и не боится столичных пробок на своем мотоцикле, который специально использует, чтобы никуда не опаздывать, он уверенно колесит за рулем автомобиля по России и Европе, предан дружбе и не давит авторитетом, его удобно спросить и о главном, и о чем-то второстепенном, сугубо бытовом. И время, проведенное с ним, обогащает!
Это свойство его таланта: раздавать, делиться тем, что умеешь, знаешь, чего достиг. Поэтому, я думаю, актера Максима Суханова хорошо знают и многочисленные зрители, причем не только нашей страны, и профессионалы — продюсеры, режиссеры, коллеги актеры. А мне нравится с ним общаться и учиться у него. Мне думается, что главная роль в жизни Максима Суханова — это сама Жизнь со всеми ее увлечениями, сложностями, победами и достижениями.
Сейчас Максим занят в съемках большого фильма, которые проходят на разных площадках в разных точках земли. Уверен, что и этой работе актера Максима Суханова будет сопутствовать большой успех!
Михаил САДОВСКИЙ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции