Троцкий и «еврейский вопрос»

 Эдуард Белый
 2 июня 2016
 3150

После окончания Русско-турецкой войны 1877–1878 годов был подписан так называемый Сан-Стефанский мир между Россией и Турцией, по которому Россия как победительница получала целый ряд преимуществ. Но главное — признавалась независимость Сербии, Черногории и Румынии. Было образовано автономное славянское княжество на Балканах — Болгария.  

Такой поворот событий не устраивал европейские державы, в первую очередь Австро-Венгрию. Сан-Стефанский мир подписан в марте 1878 года, а уже в июне того же года был созван Берлинский конгресс, в котором приняли участие Великобритания, Австро-Венгрия, Германия, Франция, Италия, Турция. Присутствовали представители некоторых балканских государств (Греция, Черногория, Румыния и Сербия).
Одним из самых влиятельных участников Берлинского конгресса был Б. Дизраэли (лорд Биконсфилд). Председателем конгресса и главой немецкой делегации был канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Конгресс утвердил Берлинский договор (Берлинский трактат), заменивший Сан-Стефанский договор. Конгресс пересмотрел условия мирного урегулирования, удовлетворив интересы Великобритании и Австро-Венгрии. Он лишил Россию большинства выгод, полученных в результате победы над Турцией, позволил сохранить Османскую империю как европейскую державу, разрешил Австро-Венгрии аннексировать Боснию и Герцеговину и этим значительно увеличить свое влияние на Балканах.
По инициативе бухарестского общества Сион (во главе с Адольфом Вайнбергом и Адольфом Штерном) и берлинского Совета защиты румынских евреев (во главе с Морицем Лазарусом) с помощью Бисмарка в повестку дня Берлинского конгресса был включен вопрос о положении евреев в балканских странах. Для изучения этого вопроса в Берлине был учрежден совет из представителей Берлинского еврейского комитета и румынских еврейских организаций.
 Совет представил Берлинскому конгрессу меморандум, в котором описывалось тяжелое положение евреев в балканских странах и содержалась просьба предусмотреть в мирном договоре гарантии равноправия для лиц всех вероисповеданий. Барон Морис де Гирш и сэр Мозес Монтефиоре провели переговоры с представителями Англии и Франции, а член Берлинского еврейского комитета Блейхредер провел переговоры с Бисмарком и российским представителем — графом Шуваловым.
Члены Объединенного еврейского комитета посетили представителей балканских стран (Румыния, Сербия, Болгария), которые не были официально представлены на Конгрессе. Представитель Румынии Когылничану попытался убедить еврейских представителей не обращаться к съезду с вопросом равных гражданских прав для евреев, считая это внутренним делом Румынии.
Вопрос о равных правах для евреев в балканских странах также обсуждался в парламентах Франции, Италии, Австрии и Венгрии, и представителями этих стран на съезде были предложены отдельные варианты решения «еврейского вопроса». Равноправие евреев стало предметом обсуждения при рассмотрении проблемы Болгарии. Представитель Франции потребовал обусловить признание независимости Болгарии предоставлением в ней равных прав лицам всех национальностей и вероисповеданий.
Предложения в том же духе были внесены представителями Англии и Турции при обсуждении положения Сербии, в особенности Румынии. Представитель России князь Горчаков заявил, что «евреи в Сербии, Румынии и России не похожи… на парижских, лондонских, берлинских и венских евреев, и уравнение их в правах повлечет за собой вредные для страны последствия». Несмотря на активное сопротивление представителей Румынии и на выступление Горчакова, принятый Берлинским конгрессом трактат обязывал ряд балканских государств предоставить равные гражданские права лицам всех вероисповеданий. Отдельная резолюция предусматривала равные права для представителей всех конфессий в Румынии. Этот принцип был распространен на Турцию, Грецию и Черногорию.
После окончания конгресса Сербия и Болгария выполнили положения мирного договора, обязывающие их предоставить равные права меньшинствам, и даже включили эти положения в национальные конституции. Румыния отказалась выполнить свои обязательства, и борьба за реализацию принципа равноправия конфессий шла в течение десятилетий.
Лев Троцкий родился через год после Берлинского конгресса, его первая и, пожалуй, единственная работа по «еврейскому вопросу» была опубликована в трех номерах газеты «Киевская мысль» в августе 1913 г. Сравнительно молодой (ему было 34 года), но уже пламенный революционер решил вступиться за евреев Румынии. Отталкиваясь от решений Берлинского конгресса, который обуславливал признание независимости балканских стран, в том числе и Румынии, установлением гражданского равноправия, независимо от национальности и вероисповедания. Но, как пишет Троцкий, «правящие клики и слышать не хотели о даровании евреям гражданских прав».
Действительно, 800 тысяч румынских евреев находились в тяжелейшем положении. Евреи не считались румынскими гражданами, хотя у многих из них прапрадеды родились на румынской земле. Еврей мог быть изгнан с территории Румынии в любой момент. Лишая евреев элементарных гражданских прав, власти Румынии облагали их огромными налогами и воинской повинностью, мобилизовав в армию Румынии свыше 30 тысяч евреев. 
Положение румынских евреев несколько улучшилось после Берлинского конгресса. Бисмарк, один из главных участников Конгресса, «отказывался от прямых дипломатических сношений с Бухарестом, доколе евреи не будут уравнены в правах». Троцкий вскрывает истинные причины «филосемитизма» Бисмарка, который требовал выкупа румынских железных дорог на условиях берлинского банкирского пула, возглавляемого евреем Блейхредером. Как истинный марксист, Троцкий во всем винит банкиров и прочую буржуазию и весьма скептически относится к еврейскому национальному движению, но призывает к пролетарскому интернационализму.
Троцкий практически кроме данной статьи к «еврейскому вопросу» никогда больше не возвращался. В главном своем труде «История русской революции» о евреях упоминается лишь дважды, и оба раза в негативном смысле: «…евреи (после Февральской революции) не могли претендовать не только на государственную самостоятельность, но и на территориальную автономию». Тут Троцкий сильно ошибался: Государство Израиль существует и развивается.
Второе упоминание о евреях Троцкий вкладывает в уста казака, покидающего Зимний дворец. Кто оставался на защите Керенского? «Жиды, да бабы, а русский-то народ с Лениным остался». «Жиды» — это мальчики юнкера, а «бабы» — женский батальон, отказавшийся нарушить присягу.
Будучи борцом «за светлое будущее всего человечества», Троцкий меньше всего думал о проблемах народа, к которому он принадлежал.
Судьба Троцкого поистине трагична и поучительна.
С одной стороны, ярая ненависть товарищей по партии, которые его в конце концов и убили. В этом гнусном деле не обошлось, к сожалению, без евреев и одного караима. С другой стороны, антисемиты всех мастей клеймят Лейбу Бронштейна, сочиняют всякий бред о его проеврейской деятельности.
И последнее. В современном мире, особенно в Латинской Америке, да и в Европе, достаточное число троцкистов, которые стоят на антиизраильских и пропалестинских позициях.
Эдуард БЕЛЫЙ, Россия



Комментарии:

  • 9 сентября 2017

    антон

    http://hdrezka.ag/series/thriller/1861-za-granyu-gran.html


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции