Книжная лавка

 Ирина Любавина
 3 августа 2016
 516

Время и люди Л. Белая. Избранное. М.: Спутник, 2015 Лариса Львовна Белая, которую многие читатели знают по публикациям в еврейской прессе, собрала в сборнике «Избранное» свои статьи и эссе 2000-х годов, печатавшиеся в основном в «Международной еврейской газете». Населяют их многочисленные совершенно разные люди: наша современница Галина Фридмановна Коган, член Российского общества изучения Достоевского; гуманист и мыслитель И. Поппер-Линкеус (1838–1921) и автор книги о нем Э. Вольф; поэты Б. Слуцкий и Д. Самойлов — «тандем в стихии стиха», Хаим-Нахман Бялик, Саул Черниховский, ученый-ракетчик Александр Игнатьевич Шаргей (проживший жизнь и ставший известным в научных кругах под именем Юрия Васильевича Кондратюка, что уже само по себе говорит о его непростой биографии); литературоведы Л. Копелев, Галина Белая, Григорий Александрович Гуковский, литературовед и театровед А. Аникст, писатель Андрей (Израиль Моисеевич) Соболь… И еще много можно назвать людей, о которых рассказывает Л. Белая, вошедших в золотой фонд еврейской и российской истории и интеллектуальной мысли. При этом Белую интересуют не общеизвестные факты биографии и творчества людей, о которых она пишет, а их вклад во взаимодействие культур (в книге часто используется слово «сопряжение»). Тексты, собранные под одной обложкой, ярко выражают эту мысль автора. В книгу также вошло несколько рассказов и раздел «Фразочки».

Музыка как память и как свидетельство о Холокосте
И.Ф. Двужильная. Тема Холокоста в академической музыке. Гродно: ГрГУ им. Я Купалы, 2016
На обложке книги, представляющей собой научное осмысление Холокоста как явления историко-культурного характера, — фрагмент фотографии мемориального памятника жертвам Холокоста в столице штата Огайо, США (архитектор Даниэль Либескинд). Актуальность темы, заявленной в названии книги, не только заключается в знакомстве с высокохудожественными музыкальными произведениями, отразившими тему Холокоста, но и определяется реалиями современного мира, наполненного конфликтными столкновениями на этнической и религиозной почве.
Материалы исследования «Тема Холокоста в академической музыке» легли в основу лекций данного курса, читаемого автором в музыкальном колледже г. Гродно (Беларусь). При составлении курса выдержан исторический подход осмысления темы Холокоста (для ознакомления предлагается как традиционная еврейская музыка, представленная канторским пением, искусством клезмеров, народными песнями на идише, так и сочинения профессиональных композиторов (Г. Малера, А. Шенберга). В этот раздел вошла и информация, способствующая осмыслению предпосылок Холокоста задолго до его возникновения. Раздел, относящийся к музыке периода Холокоста, включает песни гетто и произведения композиторов гетто Терезиенштадта. И.Ф. Двужильная рассматривает также произведения, воплотившие трагедию средствами музыки, созданные после Второй мировой войны (1945–2014): оперы, симфонии, кантаты, реквиемы, поэмы. Все они позволяют осмыслить трагедию Холокоста на эмоциональном уровне: одни — более открыто, экспрессивно, другие — сдержанно комментируя историческое прошлое.

Потрясенная память
Л. Корнеева. Живу и помню. Беэр-Шева (Израиль), 2015
Автор книги Лидия Корнеева родилась в 1937 году в местечке Ильинцы Винницкой области, во время оккупации Украины фашистами оказалась в Ильинецком гетто, где пробыла с июля 1941 до конца 1943 года. Из жителей местечка уцелело менее 90 человек, в том числе и семья Лидии Корнеевой — ее родители и четверо их детей. Как они выживали, точнее, как выживала пятилетняя девочка, рассказывается в этих небольших по объему воспоминаниях. Кроме того, в книгу включены документы, свидетельства, фотографии (например, фото памятника евреям, расстрелянным в местечке Ильинцы, на котором надпись: «Жертвам немецко-фашистского ига»), отрывки из воспоминаний других бывших малолетних и не только малолетних узников Ильинецкого гетто.
Пафос книги — не только в потребности рассказать о пережитом, но и передать следующим поколениям правду о Холокосте — чтобы знали, помнили и не допустили повторения.
Ведущая рубрики — Ирина ЛЮБАВИНА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!