Совесть польского народа

 Алена ГОРОДЕЦКАЯ, Россия
 5 декабря 2016
 1871

Прошедшей осенью умер Анджей Вайда — лицо польского кинематографа, один из главных мировых режиссёров XX века. Он снимал фильмы про войну, покорявшие Канны, экранизировал классику, посоветовал Спилбергу сделать «Список Шиндлера» черно-белым, а как только стало можно — снял фильм про Катынь.

Анджей Вайда писал, что если бы однажды взялся снимать фильм о себе, то начал бы его с размытых кадров. Его ранние воспоминания начинались с похорон какого-то солдата, погибшего во время маневров, с конного оркестра на параде и раскаленной докрасна печки в их квартире в Сувалках. Он не любил школу, его совсем не радовал ранний подъём и тот факт, что его, левшу, в школе стали переучивать писать правой рукой. Часто болел в детстве и, свободный от уроков, томился дома в своей комнате, с завистью поглядывая в окно на резвящихся во дворе детей.
Он качественно утилизировал детские печали, обнаружив в них начало конформизма: правой рукой писал, потому что так было нужно, а рисовал левой, потому что лично ему так было удобней.
Вайда родился в 1926 году, и вид военного мундира стал частью его детских воспоминаний: отец Вайды был профессиональным военным, офицером конной артиллерии. К началу ­войны Анджею исполнилось 13 лет, воинские традиции долга и чести, впитанные от отца, уроки в классической гимназии, изученная культура Греции и Рима — вот багаж и нравственный опыт, с которым он вошёл в войну. Она всё раскидала и перевернула — оказалось, что побежденных никто не придёт защищать, слабые погибнут в любом случае, людей можно убивать только за национальную принадлежность, а победителей никто не судит.
«Канал», «Пепел и алмаз», «Человек из мрамора», «Человек из железа» стали попыткой показать боль и слабость поляков. Удивительно, что при этом полякам удалось вырастить свою, совершенно отличную от советской киношколу. Вайда же в свой 31 год принёс польскому кинематографу особый приз жюри Каннского кинофестиваля за фильм «Канал». Быть одним из режиссёров в мире или стать лицом национального кинематографа — сложный выбор, Вайда предпочёл второе.
С фильмом «Канал» были проблемы — он должен был не только угодить в советскую пропагандистскую струю, но и самим полякам дать почувствовать, что отношение авторов к восстанию созвучно с чувствами всего народа. Брошенные союзниками, отстрелявшись до последнего, герои Варшавского сопротивления разбрелись в лабиринтах городской канализации. Бредя по пояс в дерьме, кто-то из них вышел прямо под дула гестаповцев, а кто-то — к глухой решётке, за которой перекатывалась недостижимая, залитая солнцем Висла и жизнь на другом берегу.
Приз Каннского кинофестиваля успокоил и национальных критиков, и зрителя. Во время пресс-конференции перед показом фильма в Каннах Вайду спросили о самом важном для него режиссёре, и он без раздумий ответил: «Луис Бунюэль», но признался, что видел только отрывки из «Андалузского пса» и «Золотого века». Умилённая откровенностью молодого режиссёра, Парижская фильмотека устроила для Вайды ретроспективу главных лент великого испанца.
В 2000 году Анджей Вайда получил премию «Оскар» за выдающийся вклад в мировое кино, а в феврале 2006 года — «Золотого медведя» за вклад в кино на Берлинском международном кинофестивале.
В конце 2010 года Вайда был награжден российским орденом Дружбы за большой вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры.
Алена ГОРОДЕЦКАЯ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции