Бедняк, богач — артист, аристократ

 Виктор ГОРН, Россия
 5 декабря 2016
 2947

Тото Кутуньо родился комиком. Но по происхождению он был аристократом. Детские годы провел в бедности. Богатым стал в зрелую пору. Но эта история не о том, как становятся миллионерами. Это история о человеке, наделенном уникальным комическим талантом, целых полвека смешившем своей неповторимой игрой Италию и мир…

Его Королевское Высочество… Тото
Великий итальянский комедийный актер появился на свет в одном из беднейших кварталов Неаполя. Случайно во время прогулки, забредя в квартал, который добропорядочные неаполитанцы старались обходить стороной, маркиз Джузеппе де Куртиз увидел молодую девушку. Признание в любви было молниеносным, Анна не могла устоять и перед Джузеппе, и перед всеми его титулами, поразившими ее небогатое воображение. И сдалась, как Троя, на милость победителю.
Через положенный срок квартал огласили крики новорожденного младенца. Анна, как ни старалась, не могла запомнить родовое имя мужа и ласково называла своего сына Тото. Так стали звать мальчика в квартале, в школе, а затем имя стало псевдонимом, под которым его узнал весь мир.
Семья жила в бедности, как и другие жители квартала. Отец маркиза был против такого мезальянса. Единственное, что он мог сделать, — лишить Джузеппе наследства (что и сделал), но не титула. Но только через сорок восемь лет, в 1946 году, неаполитанский суд восстановил полное имя сына маркиза: Его Королевское Высочество Антонио Флавио Гриффо Фокас Непомучено Дукас Комнено Порфирогенито Гальярди де Куртиз Византийский, герцог Палатинский, рыцарь Священной Римской империи, наместник Равеннский, граф Македонский и Иллирийский, князь Константинопольский, Киликийский, Фессалийский, Понтийский, Молдавский, Дарданийский, Пелопоннесский, герцог Кипрский и Эпирский, герцог и граф Дривастский.

Удовлетворенный справедливостью суда уже известный всей Италии комик вышел из Дома правосудия с улыбкой на устах.
 

Персонаж и маска
Сына маркиза с юности привлекал мир театра, но свою актерскую карьеру он начинал в варьете — сначала в безвестном «Салоне Елена», а позднее в знаменитой труппе с участием Анны Маньяни. По прошествии всего нескольких лет молодого артиста с блестящими мимическими способностями, легкой невесомой походкой уже знали многие зрители Неаполя и Рима. Именно здесь, в варьете, он нашел свою оригинальную, не похожую ни на кого маску, с которой двадцать лет спустя он пришел в кино.
Первый фильм — как первая любовь, запоминается на всю жизнь. Тото навсегда запомнил с чего он начал. А начал он в 1937 году с роли бродяги, который не только влюбляет в себя капризную певичку, но и становится дирижером в принадлежащем ей музыкальном театре.
В 1943 году, когда он снялся уже в нескольких фильмах, на его игру обратил внимание режиссер и сценарист Джузеппе Де Сантис: «Кажется, будто Тото можно разобрать на части, как Буратино, — писал один из основоположников итальянского неореализма. — Его можно приподнять и швырнуть на пол, без всякого опасения, настолько кажется он застрахованным от ушибов».
Маска была найдена. Оставалось создать персонаж. И вскоре он был создан. Однажды в юности Тото попал в аварию. Остался целым, но повредил нос (по другой версии — в боксерском поединке)… И приобрел неповторимый рисунок игры, который заключался в способности разъединять свое лицо и тело, как марионетка, — мимика лица стала нерегулярной. Кроме того, его гэги стали весьма популярными в публике, тем более что некоторые имели политический подтекст. Шутить в Италии Муссолини можно было только на бытовые темы. Шуток дуче не любил. На Тото обратил внимание итальянский парламент, но осознав, что будет выглядеть смешным в глазах миллионов итальянцев (а смех убивает власть) и, кроме того, придаст артисту и его шуточкам еще большую популярность, свое расследование в отношении комика прекратил.
Контраст между серьезностью поведения персонажа Тото и комичностью положений, в которые он попадает (в каком бы фильме артист не снимался — дешевой комедии режиссера Карло Брагальи «Тото ищет жену» в 1950 году или в драме с элементами комедии «Золото Неаполя» в 1954 — одного из основоположников итальянского неореализма Витторио Де Сика), всегда вызывал смех зрителей. В поделках типа «Тото-тарзан» или «Тото и Клеопатра» с 1947 года он снимался по десять фильмов год. Потому что образ, найденный артистом, как нельзя лучше устраивал невзыскательных режиссеров, тем более что итальянский народ, уставший от войны и фашистского режима, требовал хлеба и зрелищ. Такие картины приносили немалый доход их невзыскательным создателям. Но для Тото было мало оставаться только неизменной маской народной комедии del arte. Он хотел стать характерным актером. И стал им.
 

Закон есть закон
Французский режиссер Кристиан Жак снимал комедии, драмы, приключения. Он умел работать с актерами, выявлять их сильные стороны. Отличался остроумными находками, парадоксальными ситуациями, юмором. В 1943-м прославил свою жену Симону Ренан в фильме «Безнадежное путешествие». Через десять лет его фильм «Фанфан-Тюльпан» завоевал премии на Международном фестивале в Канне и Западном Берлине в 1952 году и сделал знаменитым на весь мир Жерара Филиппа. Но любимым его актером был Фернандель, с которым он работал с 1930-х годов. Задумав фильм «Закон есть закон», на одну из главных ролей — честного полицейского таможенника Фердинанда Пасторелли — он взял именно его. На другую — симпатичного мошенника, вынужденного выживать в жестком и жестоком мире, Джузеппе Ла Палью, он пригласил Тото.
По сюжету требовалась полная противоположность неподкупному таможеннику — отъявленный контрабандист, не француз, а итальянец. История разворачивается в маленьком городке Ассола, через который проходит граница между Францией и Италией. Все здесь друзья и знакомые, знают друг друга с детства.
Как в Риме или Париже, жители провинциального городка зарабатывали деньги либо соблюдая закон, либо нарушая его. Француз Фердинанд привык подчиняться закону, итальянец Джузеппе — его нарушать. Как в известной игре «полицейские и воры» — один ловит, другой убегает. Конфликт отягощается тем, что тот, кто ловит, и тот, кого ловят, — друзья. Но — закон есть закон, это известно европейцам ещё со времён Древнего Рима. Тем более честным полицейским.
Зрители наслаждались блистательным дуэтом двух гениальных комических артистов. Что касается Тото, он сыграл в этом фильме 1958 года, может быть, одну из самых лучших своих ролей.
 

Триумф
С 1950-х годов он был на вершине славы. Работал с такими мастерами итальянского кино, как Роберто Росселлини, Виторио Де Сика, Эдуардо Де Филиппо. Его приглашает в свои картины авангардист Пьер Паоло Пазолини — в фильме «Птицы большие и малые» (1966) Тото сыграл роль бедняка Тото. Сотрудничество оказалось успешным, и режиссер снимает великого итальянского комика еще в двух своих работах.
Это был триумф, Тото был востребован режиссерами самого разного направления и «на ура» воспринимался итальянской публикой как в комедийных фильмах, так и в остропсихологических драмах. Он много зарабатывал, стал богачом, но не миллионером. Жил в роскоши, содержал прежнюю семью, много тратил на себя. И был необычайно щедр по отношению к тем, кто нуждался, как он в молодые годы. 
Дочь Лилиана вспоминала: «Часто можно было видеть, как отъезжает его машина, груженная игрушками, лекарствами, одеждой для семей, которым папа решил помочь». А после его ухода выяснилось, что своими деньгами Тото, никогда не афишируя это, поддерживал множество бедняков Неаполя.
 

100 ролей и одна жизнь
С юности он привык работать не щадя своих сил. Он не только снимался в кино — за всю свою творческую жизнь он сыграл 100 ролей — и разъезжал не только по Италии или соседней и любимой им Франции — по миру, с выступлениями, но и сочинял стихи, пел (ну кто ж из рожденных в Неаполе не поет?) и записывал пластинки. Одна из его песен, «Malafemmena», даже стала знаменитой — в 1950-х ее распевали на улицах родного города и стар и млад. В апреле 1967 года из привычного сумасшедшего ритма его выбил инфаркт. Кто-то после него выживает, кто-то нет. Тото не выжил. Казалось, весь Неаполь вышел провожать своего любимца в последний путь на кладбище Санта-Мария-дель-Пьянто.
Бедняк, богач, аристократ, но прежде всего — гениальный артист, прославивший квартал, город, страну, комик, которого признал и полюбил весь мир, покоится в семейном склепе. Рядом — могила другого великого неаполитанца, чей талант тоже приводил в восхищение весь мир.
Тото и Энрико Карузо лежат рядом. К их могилам ходят не только туристы, но и жители Неаполя, которые не забывают своих любимцев. 
Виктор ГОРН, Россия



Комментарии:

  • 15 декабря 2016

    Евгений.

    "Тото Кутуньо родился комиком". Бред какой-то. Тото Кутуньо - совсем другой человек, на 45 лет младше Тото.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции