Ещё один канувший

 Юрий Безелянский
 5 декабря 2016
 2563

Читатели «Алефа», очевидно, давно заметили мое пристрастие к биографическому жанру, к личностной эссеистике. Да, я виновен. Перед каждой новой персоной думаешь, как лучше представить ее, с чего начать, чтобы не повторяться и не впасть в банальность справочника.  

И вот Юрий Аркадьевич Карабчиевский (14 октября 1938 года, Москва – 30 июля 1992 года, Москва). И вдруг откуда-то сверху, то ли от собственной руки, появились строки:
О себе Карабчиевский рассказывал в «Московских новостях»: «Я родился в 1938 году, москвич вечный и постоянный. Технарь — тоже постоянный, с детства. Окончил Московский энергетический институт. Почти всю жизнь литература и техника были для меня параллельными занятиями, только за одно платили, за другое — нет. В середине 1960-х годов опубликовал несколько стихотворений. На этом все, едва начавшись, закончилось. Вернее, так: после Праги, после 1968 года, я сам решил, что здесь для меня кончилось. 
Начиная с 1974 года писал прозу и прочую филологию. Публиковался во многих западных журналах, у нас — в альманахе “Метрополь”…» Первая публикация на Западе — эссе «Улица Мандельштама». Самая знаменитая книга — «Воскресение Маяковского».
Признание в другом интервью: «Мы жили в государстве, которого не должно было быть, но оно было, и с этим ничего не поделаешь…» Долгие годы работал рабочим на заводе «Эталон». Потом уволился. Жил в Зюзино — это отдельная поэма экстаза. На 20 жилых плюс пяти кухонных метрах, где всегда собирались друзья, друзья друзей и даже недруги со своими друзьями, все тети из Киева и все кузены из Житомира. Разговоры, шум, гвалт, споры… Короче, интеллигенция эпохи застоя.
Кстати, об интеллигентах Карабчиевский сказал предельно точно: «Интеллигент не может быть антисемитом. Что-нибудь одно: или интеллигент, или антисемит». А о самом Карабчиевском Леонид Любарский сказал тоже с предельной точностью: русский еврей и русский писатель.
«В КГБ на допросе я был только однажды, — рассказывал Карабчиевский. — На столе у следователя лежали зарубежные ”Грани”, а там отрывки из “Жизни Александра Зильбера”. Следователь спросил: “А можно этот роман прочесть целиком?” Я, балбес, ответил: “Можно, а почему же нет”. Но свой роман в КГБ так и не принес, и следователь по телефону пообещал, что “с вами будем разговаривать иначе”».
Последовали разные мерзкие звонки, угрозы. Проверка документов у собственного подъезда. Вышел погулять с собачкой, и — «предъявите документы»! И конечно, в подобной обстановке не могла не идти речь об эмиграции. «Встал вопрос, что делать. Застрелиться? Отравиться? Повеситься? А может быть, уехать?
– Уехать, уехать! — с разных сторон закричали угрюмые люди в черном: Дмитрий Васильев, Василий Белов и Ицхак Перец… Мне ли их слушаться? И я не послушался — да ни в коем случае! — и все же уехал», — это писал Карабчиевский уже в Иерусалиме. «Уж если уезжать, то только в Израиль, — уверенно сказал Карабчиевский поэтессе Ларисе Миллер. — Израиль, как и Россия, — судьба. Все остальное — просто место проживания».
Валерий Туровский писал в «Известиях» о Карабчиевском: «Его русское еврейство — или еврейская русскость — это вопрос «на разрыв аорты». Свое еврейство он не воспринимал как нечто постыдное, которое нужно скрывать, чтобы стать лучше, чтобы стать как все. «Как все» он никогда и не хотел бы и не стал бы. Не воспринимал он свое еврейство и с гордостью. Гордиться тем, что ты не такой, как все, он тоже не умел: «Какая мерзость!» Свое еврейство в России он воспринимал как ежесекундную готовность к пинку, к плевку, к сальному синониму его национальности, который придумали подонки…»
В интервью «Независимой газете» Карабчиевский говорил, что «еврей в России» — не еврейская, а русская тема. И если состоится полный уход евреев, то это станет катастрофой для русской культуры…
В Израиле Карабчиевский прожил совсем недолго, ибо понял, что «пока я жив, я могу жить только в этой стране (в России. – Ю.Б.), какая бы она ни была ужасная и какой бы ни стала». Юрий Карабчиевский вернулся в Россию ровно за четыре месяца до своей гибели. Счастливый и ошарашенный, как отмечал Валерий Тодоровский.
«Из Шереметьева мы сделали крюк, провезли его по Лубянке, показать пустой постамент, а он видел мерзость вечернего запустения блошиных рынков у «Детского мира», на Неглинке, у Малого театра…» В жизнь новой России, вступившей на капиталистический путь, Карабчиевский не вписался. Он растерялся и потерялся. Он оказался не в состоянии бороться за выживание, противостоять напору нового хамства и старого цинизма. Глубоко поразило его безразличие к его литературному труду. Он успел запустить на свои последние деньги сборник стихов «Прощание с друзьями» и принял решение уйти из жизни.
В ночь на 30 июля 1992 года Юрий Карабчиевский принял яд, который, по воспоминаниям сына, всегда имел при себе, о чем он с мамой узнал уже после случившегося. «Утром я проснулся, — вспоминал сын, — от маминого крика: папа отравился!» (сын Дмитрий Карабчиевский, художник, живет в Америке). Остались двое детей и вдова, которой он однажды сказал: «Светка, ну ты просто вылитая Моника Витти».
Диагноз: умер от жизни. Фабула: самоубийство. Его первый в Москве творческий вечер должен был состояться в Израильском культурном центре 4 августа 1992 года. А вместо него именно 4 августа состоялись похороны…
Из воспоминаний друга детства Гелия Солева: «Убили Юрия Карабчиевского мы, его друзья и знакомые, его родственники и почитатели его таланта. Нам некогда. Мы заняты. Мы такие. И нет нам за это прощения и покоя». Чисто эмоциональный всплеск очередного интеллигента, и невольно вспоминается Андрей Вознесенский, который в поэме «Оза» сформулировал жесткую модель современного общения:

Вот мой приятель и лирик:
к нему прибежала горничная…
Утром вздохнула горестно, —
мол, так и не поговорили!
Ангел, об чем претензии?
Провинциалочка некая!
Сказки хотелось, песни?
Некогда, некогда, некогда!..

А теперь пора процитировать и самого Юрия Карабчиевского из книги «Прощание с друзьями». Стоит вчитаться, чтобы понять состояние души автора:

…Впервые за многие сроки
я понял далекий намек:
мы так же с тобой одиноки,
как каждый из нас одинок.
И как этот факт не обыден,
Но холод прошел по спине.
Погасим же свет и увидим,
Посмотрим, увидим в окне,
Как в ночь удаляется кто-то,
В снегу оставляя тропу,
И на три крутых поворота
Закроем свою скорлупу.

Но и закрытая скорлупа на три поворота не спасла Карабчиевского от опасности и унизительной новой послесоветской России. В заключение вернемся к лучшей работе Карабчиевского «Воскресение Маяковского», за которую его громко хвалили и не менее громко ругали, мол, на кого руку поднял, на гиганта советской классики! Андрей Синявский увидел в книге ненависть к Маяковскому, попытку его ниспровергнуть и уничтожить (через некоторое время сам Синявский подвергся уничтожающей критике за свою книгу о Пушкине).
Карабчиевский отвечал Синявскому: «Нет там ненависти и нет попытки уничтожить. Ниспровергнуть? Да, в какой-то степени да… Я с трепетом отношусь к Пушкину, но мне нравится и Писарев. В каждой попытке ниспровержения чего бы то ни было, но земного, есть своя правда. Это как бы исполнение важнейшей заповеди: не творить кумира! Я убежден, что в претензиях Толстого к Шекспиру или Набокова к Достоевскому много верного и справедливого. Совершенство возможно только на небе, но только там…»
Юрий Карабчиевский прожил 53 года, а проживи он больше, скажем, под 80 лет, то пришлось бы ему снова зачеркивать жизнь, ибо — нельзя! Нет никаких прав и свобод, кроме одного права: верно и твердо служить престолу…
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции