Оптика «Элиэзера», ч. 1

 Яков Шехтер
 2 февраля 2017
 1953

− Все хасидские истории начинаются одинаково, — Элиэзер улыбнулся и поднес к глазам бокал с рубиново отсвечивающим вином. — Однажды один хасид пришел к ребе… Ветер шуршал листьями на крыше сукки. Дивный запах эвкалипта, разогретого уже нежарким солнцем октября, наполнял небольшое помещение. Элиэзер пригубил вино и перевел взгляд на листья над головой. − Мои истории тоже начинаются одинаково. Однажды ко мне пришел клиент заказывать очки…  

Он поставил бокал на стол и немного помолчал, словно собираясь с мыслями перед тем, как прыгнуть с головой в омут истории.
− В тот раз клиентом был сын Кречневского. Кречнев — так евреи называли румынское местечко Крешунеть. Моя оптика расположена на улице Герцля, центральной в Реховоте, а буквально через тридцать метров ее пересекает улица Эзры. Если идти по ней, минут через двадцать оказываешься в районе, где живут кречневские хасиды. Ребе тоже живет в том районе. Он прямой потомок знаменитого чудотворца ребе Меира из Перемышля. Говорят, будто способность творить чудеса передается в этой семье из поколения в поколение.
Сын ребе пришел ко мне вовсе не случайно. Вышло так, что волею обстоятельств я стал оптиком при Кречневском дворе. А вышло оно так. Несколько лет назад я отправился в последнюю ночь Пейсаха посмотреть на танец ребе. Известно, что переход через Красное море был в последний день Пейсаха, поэтому во многих хасидских дворах принято в эту ночь не спать, а проводить ее за большим собранием, с песнями и закусками. В некоторых местах наливают на пол воду и танцуют, пока она не высохнет, в память о чуде, случившемся много тысяч лет тому назад.
В Кречневе танцевал только ребе. Но этот танец представлял собою весьма необычное зрелище. Ребе, в шитом золотом халате и высокой меховой шапке, выходил в центр синагоги. Все столы и стулья были заблаговременно отодвинуты, и стена хасидов составляла живую ограду.
Ребе опирался на плечи двух сыновей. Его глаза были закрыты, а двигался он будто сомнамбула, то замедляя, то убыстряя шаг. Хасиды пели без перерыва, переходя от одного нигуна* к другому, а ребе, пританцовывая, ходил и ходил, не видя ничего вокруг себя, точно в гипнотическом сне. Нечасто удается обыкновенному человеку увидеть духовную работу цадика. А тут она происходила буквально на глазах, открыто и откровенно.
Попасть той ночью в кречневскую синагогу было совсем не так просто — на чужаков смотрели с внимательным недоумением. Выгонять не выгоняли, но чувствовал я себя не очень удобно, пока не заметил в толпе одного из своих клиентов. Я подошел, мы поздоровались, и круг подозрительных взглядов распался.
Во время одного из поворотов ребе очки слетели с его носа, брякнулись о каменный пол и разломились посередине. Ребе этого просто не заметил — там, где сейчас пребывала его душа, про очки думалось меньше всего. Тотчас хасид с болтающимися в разные стороны пейсами наклонился и подобрал обломки, а другой подал одному из сыновей футляр с запасной парой. Сын не стал мешать ребе, спрятал футляр в карман, и танец продолжился.
Я стоял и думал: для чего Всевышний привел меня, владельца двух оптик, к ребе именно в этот момент? Что хотел сказать, чему научить? Вывод напрашивался сам собой. Первым же утром после завершения праздника я взял чемоданчик со своими инструментами, небольшой кейс с оправами и отправился прямо в район Кречнев.
− Сегодня приема нет, — объявил служка-секретарь.
Он еще не отоспался после бессонной ночи и говорил, с трудом сдерживая раздражение. Впоследствии, познакомившись ближе, я понял, что ни к бессонной ночи, ни к усталости его раздражение не имело ни малейшего отношения. Секретарь был раздражен всегда. Он искренне переживал за ребе, которому надоедливые посетители мешали есть, спать, учиться и вообще жить. Секретарь ощущал себя последней защитой праведника, плотиной, сдерживающей вал народного внимания, грозящего, дай ему волю, утопить ребе в своих просьбах и жалобах.
− Моя мечта, — сказал я, — подарить ребе новые очки.
− Подарить? — презрительно фыркнул служка. — Ребе не нуждается ни в чьих подарках. Он в состоянии купить все, что ему необходимо.
− Но вы все-таки передайте ему мою просьбу, — взмолился я. — Не зря же Всевышний привел меня в синагогу именно в ту минуту, когда у ребе разбились очки?!
Служка-секретарь неопределенно хмыкнул, но мне показалось, будто мой довод оказал на него воздействие. Он собрал со стола какие-то бумажки и вошел в кабинет ребе. Прошло минут пять или даже десять, как вдруг дверь отворилась, и служка быстрым шагом буквально выскочил из кабинета.
− Ребе ждет вас, — произнес он уважительным тоном, делая рукой приглашающий жест.
Смена стиля далась ему без малейшего усилия, на его лице, выражавшем искреннее почтение, самый проницательный наблюдатель не отыскал бы даже тени пренебрежения, с которым он обращался ко мне несколько минут тому назад.
Я вошел в кабинет. Ребе, в простом коричневом халате и обыкновенной черной шляпе, сидел за длинным столом. На столе возвышалась груда денег. Да-да, банкноты, причем далеко не мелкие, образовывали кучу высотой сантиметров в тридцать-сорок. Служка был прав: передо мной беспорядочной грудой лежал полугодовой бюджет двух моих магазинов.
Я сделал вид, что ничего не заметил, и повторил ребе уже сказанное секретарю. Больше мне сказать было нечего.
− Хорошо, — ответил ребе. — Давайте начнем.
Голос у него был низкий и приятного тембра. Я разложил инструменты и взялся за дело.
Говорят, будто иридолог способен определить заболевание по радужной оболочке глаза. А есть такие, кто проводит диагностику по ногтям. Характер определяют по почерку, дирижеры утверждают, что по звуку голоса могут рассказать почти все о его обладателе. Человек оставляет след своей личности не только на собственном теле, но и на любой вещи, к которой прикасается. Он, словно мир, являет собой единую гармонию, поэтому по песчинке можно понять устройство Вселенной, а по линиям на ладони определить строение космоса души.
Я делаю и продаю очки, и то, какую оправу выбирает себе покупатель, говорит мне не меньше, чем иридологу — изменение радужной оболочки глаза. Ребе выбрал очень закрытую оправу. Можно понять: цадик вершит свою работу в глубокой тайне, скрываясь от посторонних глаз, подальше от праздного и непраздного любопытства.
− Когда будет готово? — спросил он, после того как я стал складывать инструменты.
− Сейчас отвезу данные в мастерскую и, надеюсь, часа через два, максимум три, привезу очки.
− Через два часа?! — на лице ребе засияла такая детская, такая счастливая улыбка, что я немедленно проникся к нему самой глубокой симпатией.
− Я постараюсь.
− Вот спасибо! Мои запасные очки, видимо, устарели; я вижу, но не очень четко. А распорядок дня такой, что минуту вырвать трудно, не то что поездку в оптику. Вас мне просто с Небес послали. Спасибо!
Я скромно потупился. Хотел сказать, что и у меня возникла такая же точно мысль, но сдержался, промолчал.
− И, пожалуйста, — завершил разговор ребе, — без подарков. Выпишите квитанцию по всей форме, мой секретарь заплатит, сколько вы скажете.
− Хорошо.
Я вернулся через два с половиной часа. Служка взял футляр и рассыпался в благодарностях. К ребе, увы, пропустить не мог, заседание совета по образованию, важные раввины обсуждают важные дела. Но очки он немедленно передаст, ребе просил сразу доставить их ему.
− А где счет? — спросил он.
− Вот, пожалуйста, — я протянул ему сложенный вдвое листок. — Лучше, если ребе сразу примерит очки, возможно, надо что-то поправить или изменить.
Служка молча кивнул, присоединил квитанцию к футляру и скрылся в кабинете. Из-за двери в приемную проник гул голосов. Слов я не разобрал, но говорили страстно, как говорят о чем-то больном и важном.
Квитанцию я выписал на один шекель. Вернувшийся спустя десять минут служка торжественно протянул мне монетку такого же достоинства.
– Очки отличные, ребе сразу их надел и больше не хочет снимать. Шекель он благословил, положите его в пакетик и носите с собой. Это уже не монета, а камея**.
Так я и поступил. Не могу сказать, что со мной стали происходить чудеса. Нет, все шло, как и шло, вот только кое-какие шероховатости в моем бизнесе сгладились. В узких местах, где раньше требовалось прикладывать большие усилия, дела стали проскальзывать легко, словно стенки маслом смазаны.
Вообще, задним числом затея с очками оказалась великолепным рекламным ходом. В тот момент я об этом не думал, но уже на следующий день в мою оптику стали один за другим заходить кречневские хасиды. Все сразу обратили внимание, что у ребе появились новые очки. Моментально выяснилось, кто их сделал. И если цадик удостоил Элиэзера своей благосклонностью, разу­меется, хасиды тоже станут обращаться к нему.
Так что сын Кречневского ребе пришел ко мне вовсе не случайно. Случай у него оказался довольно непростым, и, подбирая правильные очки, мне пришлось изрядно повозиться. Разумеется, во время процедуры мы разговаривали, я не удержался и рассказал о шекеле и смазанных маслом стенках.
– Мы получили дар благословения от нашего предка, ребе Меира из Перемышля, — ответил продолжатель династии. — Сам собой он не переходит, существует особая процедура передачи этой силы. В каждом поколении ребе выбирает одного из своих сыновей и произносит некие слова, назовем их благословениями. С той минуты дар оказывается у преемника.
Когда фашисты стали депортировать евреев из гетто, в котором находился мой прадед, Элиэзер-Зеев, хасиды подготовили побег. Подкупили охрану и хотели вывезти ребе из гетто в повозке для дров. Но прадед отказался, не захотел оставить своих хасидов. Он знал, куда их везут, и в эшелоне по дороге в Аушвиц передал дар младшему сыну Довиду-Мойше.
– Ты спасешься, — сказал он. — Этот ужас закончится, ты уедешь на Святую землю и будешь помогать евреям.
Так и получилось. Мой дед поселился в Реховоте и основал общину. За благословением к нему приезжали со всех концов страны. Перед смертью он посвятил моего отца Элиэзера, теперь дар у него. На ком остановит выбор отец, никто не знает.
Очки сына ребе оказались проблематичными. Вернее, не очки, а подбор линз, я переделывал их три раза, пока все сошлось. Он чувствовал себя неловко и, после того как очки наконец-то прочно уселись у него на носу, захотел меня отблагодарить. Разумеется, от дополнительных денег я отказался, а попросил его рассказать какую-нибудь историю о ребе Довиде-Мойше. Хоть он уже много лет как перешел в иной мир, в Реховоте до сих пор рассказывали о чудесах, которые ребе творил для евреев. Да наверняка не только в Реховоте. Вот эта история.
Элиэзер отпил вина и перевел взгляд на баночку с медом, стоявшую на столе. В него вместо соли мы окунали хлеб, начиная с Нового года. 
− Собственно, с этого меда и начинается то, о чем я бы хотел рассказать в сукке, — он лукаво улыбнулся. — Все предыдущее было преамбулой, разогревом двигателя.
Произошло это в середине 1960-х годов. Жил в Тель-Авиве еврей по фамилии Штиглиц. Не раввин, не хасид, не большой знаток Торы и даже не профессор. Обыкновенный владелец небольшой лавочки на улице Алленби, соблюдающий заповеди, как бы это сказать, на медленном огне. Имени его никто не помнит, фамилия сохранилась, и на том спасибо.
Штиглиц целыми днями бегал по городу в поисках товара, ведь умение и заработок торговца состоят в том, чтобы купить дешевле, а продать дороже, а для этого, помимо головы и удачи, необходимы крепкие, резвые ноги. В лавке за прилавком стояла его жена. С утра до позднего вечера под струями горячего воздуха, которые гнал вентилятор под потолком.
Суккот в том году выдался ранний, и в конце сентября после завершения праздников жара еще стояла весьма основательная. То ли от жары, то ли еще Б-г весть по какой причине, но мадам Штиглиц одним знойным полуднем потеряла сознание. Пробовали ее привести в чувство, брызгали на лицо холодную воду, легонько шлепали по щекам, встряхивали за плечи, да без толку…
Вызвали скорую и увезли бедолагу в больницу «Ихилов». Подключили к приборам, которые тогда имелись, выполнили процедуры, которые тогда знали, — ничего не помогло. Штиглицу дежурный врач объяснил: кома. Почему она в нее впала, понять трудно, главное — выйти из нее как можно быстрее…
Яков ШЕХТЕР, Израиль
Окончание следует
_____
*Нигун — напев без слов.
**Камея — талисман, амулет.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции